Экономика росла за счет искусственно подогреваемого спроса: за 2000-2007 гг. промышленное производство выросло на 64,2%, ВВП — на 72%, зато оборот розничной торговли увеличился в 4,6 раза, доходы населения — в 5,5 раза, а кредиты физическим лицам — в 72,5 (!) раза. Задолженность банков и корпораций только перед иностранными кредиторами в 2001-2007 гг. выросла в 15,5 раза — с $31,4 млрд до $488,3 млрд.
Нищета экономики спроса
Эта экономика спроса, стремительно сформировавшаяся в России за 2000-2007 гг., оказывается в новых условиях нежизнеспособной — причем по нескольким причинам.
Во-первых, массированный приток экспортных доходов, привлекаемых кредитов и повышение капитализации компаний сокращали внимание к реальным показателям производственной деятельности. Даже ресурсодобывающий сектор — главный катализатор роста — уверенно проигрывал в темпах роста добычи соседям по СНГ: если в 1989 г. на Россию приходилось 90,5% добытой в СССРнефти и 94,2% газа, то сегодня доля РФ в добыче стран бывшего СССР не превышает по нефти 79,3%, а по газу — 78,6%. В остальных отраслях реальная производственная ситуация гораздо более тревожна.
Во-вторых, ввиду сопутствующего росту доходов укрепления рубля отечественные производители оказывались в проигрышном положении по сравнению с зарубежными, что воплощалось в уже отмеченном росте импорта, в разы превосходившем темпы роста реального сектора экономики. Следствием этого стала гипертрофированная роль торговли в российской экономике: по итогам 2007 г. ее вклад в «удваивающийся» отечественный ВВП достиг 17,7% (а доля всех обрабатывающих производств — 16,4%).
В-третьих, Россия за эти годы не выстроила механизма поддержания спроса на свою валюту; рубль остался условно конвертируемым и не используется в международных расчетах. Отсутствие возможности эмиссии свободно конвертируемой валюты делает невозможным и поддержание экономики спроса (в отличие, например, от США); бюджет и ЦБ ограничены размерами валютных резервов, так как в случае впрыскивания в экономику значительного объема рублевой ликвидности она будет конвертирована и выведена за рубеж.
Экономике, сложившейся в России в 2000-е гг., впору дать и другое определение: это экономика иждивенчества. Ее следствиями стали укоренение в обществе привычки жить в долг, апология потребительства, разрастание перераспределительных функций власти, рост коррупции и формирование среднего класса не из представителей малого и среднего бизнеса и профессионалов-менеджеров, а из числа лиц, причастных к распределению бюджета и нефтегазовой ренты.
За экономику предложения
Дальнейшее накачивание российской экономики деньгами непродуктивно. Государственные инвестиции неэффективны, кредитованиенаселения стимулирует импорт и завышает цены на недвижимость. Необходимо перейти к экономике предложения, основанной на возрождении промышленности и сервисного сектора. Финансовые трудности, на наш взгляд, не препятствуют реализации данного курса, а лишь делают ее еще более насущной.
Фундаментальной основой нового курса должно стать снижение давления государства на хозяйствующих субъектов при одновременном повышении эффективности регулирования экономики. Мы солидарны с Дмитрием Медведевым, подчеркнувшим в своем послании, что «граждане России сейчас в гораздо большей степени, чем в начале реформ, готовы к свободной деятельности, деятельности без государственной опеки», и исходим из того, что государство не может лучше граждан решать, как им жить. Власти должны подвергнуть пересмотру объем законодательства, регулирующего различные аспекты предпринимательской деятельности. Предоставив бизнес самому себе и не мешая ему выживать и развиваться, государство должно сосредоточиться на точечной модернизации и выполнении программ, гарантирующих рост уровня жизни социально незащищенных слоев населения.
Меры, способные обеспечить гармоничный рост экономики, могут быть следующими.
Во-первых, резкое улучшение условий хозяйствования для производителей конечной продукции: отмена платы за использование земли под промышленными объектами и импортных пошлин на ввоз производственного оборудования всех видов, обнуление налога на добавленную стоимость на товары народного потребления отечественного производства при сохранении его в полном объеме на поступающие по импорту.
Во-вторых, стимулирование переноса в Россию конечных производств из-за рубежа. Установление лимита капиталовложений, при осуществлении которых иностранное предприятие освобождается от налога на прибыль на 5-10 лет (за исключением строительной отрасли). Следует ввести резервирование части иностранных кредитов (как это делается при привлечении депозитов российскими коммерческими банками), направив соответствующие суммы в специальный фонд страхования кредитных рисков.
В-третьих, следует заморозить тарифы энергетических и коммунальных монополий на пять лет. Если они окажутся не в состоянии снижать издержки — прибегнуть к их разукрупнению или продаже внешним инвесторам. Параллельно нужно в кратчайшие сроки принять и ввести в действие общенациональную программу энергосбережения, в разы снижающую совокупную налоговую нагрузку на предприятия, обеспечивающие рост производства при сокращении затрат на тепло-, электроэнергию и мощность.
В-четвертых, нужно стимулировать сбережения предприятий и населения; для этого следует поддерживать ставки привлечения депозитов граждан выше уровня инфляции, отменив налог на доходы с депозитов, размещенных в банках, а также освободить от налогов любые виды дивидендов (подчеркнем: не доходы от роста курсовой стоимости акций, а именно дивиденды). Поступательное снижение инфляции в ближайшие годы должно остаться основной целью деятельности правительства.
В-пятых, стимулировать развитие инфраструктуры и транспорта, для чего объявить открытые (в том числе и для западных инвесторов) конкурсы на строительство и получение в концессию автомобильных дорог и аэропортов, разрешить создание транспортных (в том числе авиа-) компаний с иностранным участием. Учитывая высокие риски, застраховать возможные потери инвесторов от действий властей или изменения законодательства в западных страховых институтах за счет средств бюджета.
В-шестых, создать государственные структуры, софинансирующие импорт технологий и контролирующие целевое использование выделяемых средств, а также кредитующие экспорт конечной продукции российских перерабатывающих производств.
В-седьмых, провести делистинг акций госкомпаний с фондовых бирж для формирования адекватного понимания их производственных показателей, предотвращения надувания фондового пузыря и сокращения получения ими займов под собственные ценные бумаги (заметим, в Европе крупные компании, например Gaz de France, не торговались на бирже, пока оставались в государственной собственности).
Россия не Америка; она еще не заработала того статуса в мировой экономике, который позволил бы вывести на аутсорсинг промышленное производство, вздуть капитализацию фондового рынка до 135% ВВП и легко привлекать долги, превышающие валютные резервы. Это еще впереди — но в такое будущее ведет путь, предполагающий отказ от экономики спроса и строительство экономики предложения.-