http://www.kommentarii.ru/comment/9420/1427 (Агентство комментариев)
Безусловно вопрос о корректировке нормативных положений российской Конституции является своевременным, и дискуссии по этому поводу в научном сообществе ведутся более 10 лет. Однако и сейчас реформаторские ожидания в отношении Конституции, если судить по основным тезисам Послания Президента РФ 5 ноября, полностью не будут удовлетворены. Причин тому несколько. Во-первых, эпоха В.В. Путина уже вошла в историю как период длительного правления Президента при неизменном Основном законе, и замена такой политической традиции может привести к неоднозначному отношению населения России к образу В.В. Путина как политического и исторического деятеля. Во-вторых, современный государственный аппарат в своих действиях следует известному социальному стереотипу, что первая попытка изменить российскую Конституцию станет основой нестабильности правовой системы и может привести к неблагоприятным последствиям, аналогичным последствиям конституционной реформы в Украине в 2004 году. Однако обе причины по своей сути являются именно социальными стереотипами и препятствуют разрешению ключевой проблемы, стоящей перед политической системой России, - обеспечению реального механизма разделения властей (который даже формально нарушен содержанием норм глав 1 и 4 Конституции РФ) и баланса конституционных полномочий высших органов государственной власти. Эта проблема не позволяет претворить в жизнь даже элементы административной реформы (которая корректируется на протяжении 4 лет и не дает эффективного результата), и разумеется такое положение вещей противоречит принятым Россией стандартам Совета Европы в области парламентской демократии.
Найдено ли решение в законопроектах, внесенных Президентом России? Найдено, но только частично. С формально-юридической точки зрения увеличение срока полномочий Президента России и Государственной Думы соответствует европейской практике функционирования институтов главы государства и парламента. Вполне оправданным является и усиление парламентского контроля со стороны Государственной Думы над Правительством РФ, которое в современной экономической ситуации и с учетом негласного распределения полномочий между двумя "центрами власти" является авторитетным субъектом публичного права. В этом смысле мировое сообщество адекватно воспримет такие поправки к Конституции в канун ее 15-летия. Однако наряду с этим есть ряд политических проблем, не позволяющие до конца довести конституционную реформу.
Прежде всего, конституционное большинство в Государственной Думе в лице депутатов от партии "Единая Россия" реально не стремится обсуждать и критически оценивать инициативы Правительства РФ (в силу внутрипартийных амбиций) и есть основания полагать, что даже углубление финансового кризиса не приведет к изменению их реальной позиции во фракциях. Поэтому в этой части поправки не приведут к реальному усилению парламентского контроля в России.
В то же время нельзя не отметить позитивного момента конституционной реформы с ее направленностью в будущее. Послание Президента РФ Д.А. Медведева содержит положения о необходимости частичной демократизации партийной системы в России, которая неизбежно возрастет с появлением в политической пространстве России новой либеральной партии (что правомерно ожидать уже в 2009 году). Усиление партийной конкуренции на выборах в Государственную Думу и намечающееся ослабление "Единой России" позволят в новом составе Государственной Думы 2011-2015 гг. реализовать на практике предложенные Президентом РФ инициативы по изменению Конституции. При этом такая реформа не будет способствовать возникновению политической обстановки, аналогичной обстановке в Украине в 2004-2008 гг., поскольку институт Президента РФ сохраняет по-прежнему сильные и авторитетные позиции в российской политике.
Таким образом, главная причина спешки с принятием поправок в Конституцию РФ - это длительный срок одобрения принятого закона о поправках в субъектах РФ (предусмотренный федеральным конституционным законом 1998 г.), первые намечающиеся тенденции к расколу российской политической элиты, вынужденной нести политическую ответственность за последствия финансового кризиса для российской экономики, а также укрепление позиций нового Президента России в российской политической жизни. Расширение контрольных полномочий Госдумы неизбежно приведет к перестановкам в Правительстве РФ, но не затронет персональный состав Администрации Президент РФ, сохраняющей высокий кадровый потенциал.
|