Понедельник, 20.05.2024, 16.43
ИЦПП
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
500
Главная » 2008 » Декабрь » 11 » Российская модель демократии нуждается в "экстренной либерализации" (доклад Института современного развития)
Российская модель демократии нуждается в "экстренной либерализации" (доклад Института современного развития)
08.37
http://www.ng.ru/politics/2008-12-09/3_system.html Независимая газета
 
Медведеву предложили поменять политическую систему

Президентский Институт современного развития доработал доклад о российской модели демократии

Институт современного развития 11 декабря презентует окончательную версию доклада «Демократия: развитие российской модели». В распоряжении «НГ» оказался текст этого документа. Основная мысль его авторов: для движения в сторону инновационного развития необходимо перейти от использования модели «ручного управления» страной к переустройству действующей политической системы. При этом главным действующим лицом в этом процессе, по мнению авторов доклада, должна стать сама власть.

В четверг Институт современного развития (ИНСОР), попечительский совет которого возглавляет президент Дмитрий Медведев, обнародует доклад «Демократия: развитие российской модели». В докладе содержатся рекомендации главе государства насчет того, как усовершенствовать политическую систему в России. Правда, они выглядят несколько запоздавшими на фоне озвученных главой государства в Послании собственных десяти инициатив по изменению политической системы в стране.

Первую версию документа, изложенную на 30 страницах, разработчики проекта представили еще 2 июля. В адрес авторов доклада тогда прозвучало немало критики. Прежде всего по поводу его анонимности. В новом 80-страничном тексте, оказавшемся в распоряжении «НГ», недостаток исправлен. Доклад был написан под редакцией председателя правления ИНСОРа Игоря Юргенса. Коллектив из пяти авторов – гендиректора Центра политических технологий (ЦПТ) Игоря Бунина, экспертов ЦПТ Ольги Зевиной, Алексея Макаркина и Натальи Назаровой – возглавил замгендиректора ЦПТ Борис Макаренко. Документ базируется на социологических исследованиях, доказавших, что в обществе есть запрос на демократические ценности. А также на мнениях 40–50 ведущих российских политологов. В тексте доклада то и дело даются ссылки на мнение большинства экспертов.
 

Главный рецепт разработчиков: проект развития демократической модели в России должен начинаться с «импульса сверху», но станет успешным лишь в том случае, если этот импульс побудит к активной гражданской позиции большинство российского общества. Задачи, стоящие перед российским государством сегодня, – это инновационное развитие экономики, – отмечается в документе. В этой связи хотя в стране и построены основные политические институты, однако социальная база для политического плюрализма «среднего класса» и развитого гражданского общества остается недостаточно развитой. Понимая, что ключевую роль в развитии страны должен сыграть «средний класс», авторы проекта предупреждают, что он «не способен проявить себя и успешно развиваться без конкурентной, открытой среды, без гарантий «правил игры» как в экономической, так и общественно-политической сфере».

«Российская власть до настоящего времени могла позволить себе не сосредоточиваться на проблемах демократического развития страны, – считает экспертный состав, работавший над документом. – Выстраивание дееспособного государства, стабильно высокие темпы роста, высокое доверие граждан к власти и убедительные результаты партии власти на выборах позволяли считать эту проблему не самой приоритетной». Напротив, получила распространение мысль о необходимости, как вынужденной меры, персонифицированного, «ручного управления» трансформацией экономики и политическими процессами, – говорится в документе. По сути, это означало «замораживание» строительства политических институтов, а порой – ограничение плюрализма.

Впрочем, Макаренко в беседе с «НГ» отметил, что отказываться от принципа «ручного управления» страной в условиях экономического кризиса не стоит: «Когда пожар, не до мыслей о закупке новых пожарных машин, надо хватать ведро и гасить пламя. Но вот, потушив пожар кризиса, как раз и нужно будет задуматься о приобретении пожарных машин и совершенствовании всей системы».

Авторы доклада предупреждают: ресурсы роста и качественного развития экономики России, связанные с использованием благоприятной конъюнктуры на энергетических рынках, близки к исчерпанию. В этой связи долгосрочная стратегия социально-экономического развития до 2020 года невозможна в «вертикально-иерархической системе» при доминировании бюрократии, без развития горизонтальных связей, укрепления гражданского общества. В случае ухудшения социально-экономической конъюнктуры или любых кризисных явлений в отношениях между властью и обществом политическая система окажется неспособной выработать и привести в действие механизмы решения возникших конфликтов, что чревато серьезной дестабилизацией общественно-политической ситуации в стране», – опасаются авторы доклада.

Реализация стратегии модернизации, утверждает коллектив авторов, породит новые вызовы и напряжения в элите и обществе. Развитие модернизационных процессов многократно усилит эти тенденции и неизбежно выведет их в «политическое поле». Поэтому уже сегодня необходимо перестраивать политическую систему, чтобы она создавала каналы для цивилизованной конкуренции. При этом, по мнению экспертов, развитие российской модели демократии не потребует радикальной перестройки действующих институтов, изменения конституционного строя. Смысл процесса – в наполнении реальным содержанием уже созданных институтов, «заселении» здания российской политики реальными действующими лицами. Потребуется и коррекция в избирательном законодательстве, в федеральных отношениях, в местном самоуправлении. К примеру, авторы доклада предлагают ввести выборность членов Совета Федерации, что по сути противоречит Конституции, где сказано, что верхняя палата формируется, а не избирается. Реформа Совета Федерации, предложенная самим Медведевым, – формировать верхнюю палату из депутатов региональных и муниципальных парламентов – выглядит более логичной.
 
По мнению гендиректора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, новый доклад ИНСОРа выглядит несколько противоречивым. «То, что работу возглавил Игорь Юргенс, существенно улучшило документ, сейчас его можно считать детальным и комплексным. Ясны перечень экспертов и методика. Правда, она небесспорна: среди экспертов от партий «Единую Россию» представляют лишь двое, а оппозицию семь человек. При этом трое из них представляют непарламентские партии, а ЛДПР вообще не представлена... Естественно, это создает содержательный вектор при оценке состояния партийной системы. Роль «Справедливой России» откровенно и неадекватно преувеличена». Но это, по словам эксперта, лишь частности. Есть замечания и более общего порядка: «В десяти выводах авторы утверждают, что демократизация и либерализация – это одно и то же. Но это не так. К тому же они предлагают изменения в политическую систему, которые должны происходить по инициативе исполнительной власти и направлены на расширение участия альтернативных сил в политическом процессе. Между тем Дмитрий Медведев не только уже провозгласил этот курс, но и предложил конкретную программу реализации. И эта реализация уже началась».
 
Демократию предложено спустить сверху

// Эксперты вышли на Дмитрия Медведева с докладом

Газета «Коммерсантъ»   № 224(4041) от 09.12.2008 
 
 
Российской политической системе необходима экстренная либерализация, без которой реализация "Стратегии-2020" неосуществима. Такова суть имеющегося в распоряжении "Ъ" доклада "Демократия: развитие российской модели", подготовленного аналитиками Института современного развития. Либерализация же в России может быть "только сверху", и то при политической воле сильной президентской власти.

Предварительная версия доклада была вынесена на публичное обсуждение в Институте современного развития 2 июля нынешнего года. По его итогам коллектив авторов под руководством директора Института по общественно-политическим проблемам Бориса Макаренко переработал собственное исследование: его презентация ожидается в ближайшие дни. Эксперты не исключают, что разработка адресована президенту Дмитрию Медведеву, который возглавляет попечительский совет Института современного развития.

Авторы доклада исходят из того, что "модернизация российского общества", которая уже заявлена властью в качестве повестки дня ближайших лет, не может ограничиваться лишь социально-экономической сферой.

Необходимо изменить "систему ценностей и институтов в обществе", то есть провести демократизацию — "единственно возможный механизм регулирования отношений между государством и элитами, государством и обществом". А сделать это, с точки зрения экспертов, может только президентская власть.

Либерализация должна в первую очередь коснуться партийной системы, которую сейчас "нельзя назвать ни "многопартийной", ни даже, как иногда принято, "полуторапартийной"". "Единая Россия", по оценке авторов доклада, "пока не вполне способна исполнять роль "доминантной партии"". При этом "ни одна из прочих партий сегодня не может выступать в качестве "программной альтернативы" ей и полноценно бороться за власть по институциональным правилам". Поэтому на период "либерализации сверху" за "Единой Россией" предлагается сохранить "роль самой крупной партии при обязательной ее эволюции и внутренней демократизации с одновременным устранением барьеров для развития, доступа к СМИ и другим ресурсам, полноценного участия в выборах других жизнеспособных политических партий". Если единороссы справятся с этим, то со временем "при доброжелательном посредничестве президентской власти" они могли бы "побудить другие партии к заключению неформального "пакта о национальном консенсусе"".

Эксперты не видят нужды в радикальном изменении избирательной системы, в которой "нет ничего заведомо недемократичного". Нужна коррекция: запрет проверок численности и уставной деятельности партий в год федеральных выборов (в регионах — за год до региональных); автоматическая (без сбора подписей или залога) регистрация партий на федеральных выборах и на региональных, если в регионе действует зарегистрированное отделение партии; принятие закрытого, предельно короткого и не допускающего расширительной трактовки списка нарушений, за которые партия (кандидат) может быть снята с выборов, и др. Не видят эксперты особых препятствий для "либерализации сверху" на региональном и муниципальном уровнях. Поэтому предлагается лишь "оптимизировать существующий механизм наделения полномочиями глав регионов".

Идея либерализации, по мнению экспертов, "не встречает поддержки у верхушки административно-бюрократического и партийного аппарата, руководителей госкорпораций и олигархической части бизнеса". А вот "мелкий и средний бизнес в наибольшей степени заинтересован в демократизации политической системы". В российском обществе в целом "либерализация сверху" не вызовет отторжения, утверждают авторы доклада, ссылаясь на исследования социологов. Общество "уверенно признает ведущую роль в развитии демократии за федеральной властью". В то же время общество ценит "достижения последних лет — стабильность и порядок".

В силу всего этого, как заключают авторы доклада, "процессы развития российской модели демократии должны: опираться на политическую волю руководства страны; инициироваться и направляться исполнительной властью; стремиться к построению широкой элитной коалиции в поддержку начинаний и обретению опоры в гражданском обществе и общественном мнении; носить эволюционный, постепенный характер; носить не "идеологизированный", а "технологический" характер". Подобная модернизация "ценностей и институтов" неизбежна, уверены эксперты. И если понимания этого не будет у "команды модернизаторов", то проблема будет включена "в повестку дня логикой развивающейся экономики".
Просмотров: 438 | Добавил: AntonD | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Декабрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024