17 декабря 2008 года в рамках рабочего визита в Москву заместитель директора Исследовательского центра публичного права А.Б. Дидикин принял участие в конференции Высшей школы экономики "Рынок труда: поиск антикризисных стратегий", организованной факультетом прикладной политологии ГУ-ВШЭ при поддержке HR-агентства полного цикла "Можайская и партнеры" и Центром коммуникативных технологий "PRОПАГАНДА".
Конференция была посвящена обсуждению стратегий работодателей и персонала в условиях развивающегося кризиса на рынке труда.
Основными темами конференции стали:
-
причины и масштабы кризиса на рынке труда;
-
оптимальные формы кооперации частного бизнеса и государства;
-
партнерства внутри частного сектора;
-
антикризисные внутренние и внешние коммуникации;
-
прогнозные оценки.
Вел конференцию декан факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ Марк Урнов.
Первым выступил Алексей Куницын, первый заместитель председателя правления корпорации MIRAX Group. Он заметил, что нынешний кризис не имеет ничего общего с кризисом 1998-го года. Сейчас важно, чтобы экономический кризис не перерос в социальный, чтобы не случилось эффекта домино — когда падение спроса ведет к падению предложения, и так по кругу. Для достижения этих целей необходимы партнерские отношения между бизнесом и властью, у которых должна быть общая задача — сохранение рабочих мест.
И здесь, по мнению г-на Куницына, принципиально следующее:
-
лучше не прямо давать предприятиям деньги, а устроить для них "налоговые каникулы", ослабить административные барьеры;
-
организовывать специальные программы для проблемных групп на рынке труда. Это могла бы быть, например, молодежная практика на предприятиях;
-
беспокоиться лучше не за "белые воротнички", потому что они-то сами найдут себе работу. А вот мигрантам в сложившейся ситуации куда сложнее будет найти себе место на рынке труда.
Татьяна Малева, профессор кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ, директор Независимого института социальной политики, также заметила, что сегодняшний кризис имеет совершенно иные причины, нежели кризис 1998-го года. Тем не менее, по ее словам, рынок труда поведет себя так же, как в 1998-м. Виной тому специфика российского рынка труда: гипертрофированное преобладание занятости на крупных и средних предприятиях, малая доля малого бизнеса, значительный сектор неформальной занятости. Отсюда нестандартные реакции на кризисные явления: переход на неполное рабочее время, задолженность по оплате труда, административные отпуска.
Так что же лучше: открытый кризис на рынке труда с массовыми увольнениями или скрытые его формы? Г-жа Малева считает, что это зависит от глубины и продолжительности кризиса. Если кризис затянется, то проявление его в открытой форме на рынке труда крайне нежелательно.
Говоря об антикризисных стратегиях, г-жа Малева подчеркнула, что стратегический выбор один: поддерживать работника или работодателя. Государство, вероятнее всего, решит поддерживать работодателя, что, по мнению докладчицы, скорее правильно.
В завершение своего выступления г-жа Малева рассказала, кого кризис ударит больнее всего: это монопрофильные города, Москва и Санкт-Петербург, регионы импортозамещения.
Следующей выступала представитель работодателей Алла Бедненко, директор по персоналу и организационному развитию розничной сети "Эконика". Она считает, что в кризисе есть и позитивные моменты (для работодателя, разумеется). Ведь если раньше ощущалась сильная нехватка специалистов и на рынке труда господствовал работник, то теперь этот рынок превращается в рынок HR.
Г-жа Бедненко рассказала, что ее компания ставит перед собой следующие цели в условиях кризиса:
-
оптимизация затрат на персонал, повышение производительности труда;
-
сохранение ключевых сотрудников;
-
мотивация сотрудников на достижение целей компании.
Инна Можайская, генеральный директор HR-агентства "Можайская и партнеры", заметила: хотя многие считают, что малому бизнесу в условиях кризиса выжить проще, на самом деле и в малом бизнесе все сейчас довольно пессимистично. Да, у них нет крупных кредитов, зато участились случаи, когда клиенты отказываются от контрактов или задерживают выплаты по ним.
В 1998 году HR-агентства, чтобы справиться с кризисом, начали брать деньги с соискателя за размещение резюме в базе. Сейчас такой номер не пройдет, хотя бы потому, что существует множество он-лайн агентств, где размещение резюме совершенно бесплатное.
Выход из сложившейся ситуации г-жа Можайская видит в сотрудничестве HR-агентств, служб занятости и государственных корпораций. Ведь в службах занятости есть свободные вакансии даже сейчас, но народ туда не обращается из-за того, что обращение в службу занятости плохо сказывается на репутации. У государственных компаний есть дефицит высококвалифицированных работников. А у HR-агентств есть неоценимый опыт в подборе качественного персонала.
Федор Прокопов, вице-президент Российского Союза промышленников и предпринимателей, руководитель Федеральной службы занятости России (1992—1998), подчеркнул, что будет высказывать свою личную позицию, а не официальную позицию РСПП. Его выступление имело тезисный характер, было откликом на слова уже выступивших.
Налоговые каникулы для предприятий, по его мнению, плохи тем, что налоги все равно придется потом возвращать. А если их не вернут, то сильно не доберут прибыли региональные бюджеты. Вследствие этого может рухнуть социальная система.
Малый бизнес в период экономических кризисов является "подушкой безопасности". Но вряд ли он сможет принять людей, уволенных с больших и средних предприятий. Ведь как раз малый бизнес в условиях кризиса рушится быстрее. Кроме того, малый бизнес очень часто полностью зависим от крупного. Другое дело, что он достаточно гибкий и способен быстрее найти выход из кризиса
Крупные компании в условиях кризиса будут вести себя рационально. Сильно сократится ввод нового персонала, следовательно, выпускникам вузов будет непросто найти работу. Компании постараются сохранить только ядро персонала, в которое уже вложено много денег.
Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ, начал с констатации того, что наш рынок труда уникален. Следовательно, уникальна и его реакция на кризис. У нас никогда не было массовой безработицы, зато были долги по заработной плате и сокращение рабочего времени. Никто и никогда в ответ на кризис не снижал заработную плату, а для нас это первая типичная реакция.
Для нашего рынка труда характерна избыточность рабочей силы и низкая производительность труда. Увеличить производительность тяжело, потому что у нас неконкурентная экономика.
Если же говорить об антикризисных стратегиях, то, по мнению г-на Гимпельсона, важно поддержать спрос на труд.
Марина Олешек, старший вице-президент ОАО "Банк ВТБ", руководитель департамента по работе с персоналом, заметила, что поиск антикризисных стратегий зависит от трех характеристик кризиса: ширины, глубины и длительности. Но в любом случае, чтобы антикризисные стратегии работали, компания должна быть гибкой, способной быстро снизить издержки. Кроме этого, очень важно качественно изменить нормативные акты и законы. Сейчас трудовой кодекс не позволяет быстро реагировать на ситуацию. Он построен как защита работника от работодателя, считает М. Олешек, а не как документ, нормирующий их взаимоотношения.
|