Воскресенье, 19.05.2024, 02.25
ИЦПП
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
500
Главная » 2010 » Май » 23 » Дискуссия о российской модернизации (2009-2010 гг.): тексты и хронология событий
Дискуссия о российской модернизации (2009-2010 гг.): тексты и хронология событий
21.04
Тексты и хронология дискуссии о модернизации:
 
Иноземцев В.Л. (экономист, Центр исследований постиндустриального общества) Модернизация России: условия, предпосылки, шансы. М., 2009. (Презентация 18 февраля 2009 г. с участием В. Суркова и ведущих экономистов).
 
Дискин И.Е. (экономист, Институт национальной стратегии) Кризис…и все же модернизация. М., 2009. (Обоснована идея о том, что модернизация имеет национальные особенности и у России есть шанс в условиях политической стабильности перейти на новый исторический этап развития).
 
Заседания Комиссии по модернизации при Президенте РФ (с 15 мая 2009 г.): высказывается серьезная критика существующего положения в сфере инноваций, предлагаются государственные проекты и их бюджетное финансирование
 
10 сентября 2009 г. – опубликована статья Дмитрия Медведева «Россия, вперед!», обсуждение в СМИ, утверждение, что коррупция препятствует модернизации и государства и общества.
 
14 сентября 2009 г. – Международный Форум в Ярославле «Современное государство и глобальная безопасность»: эксперты после выступления Д.А. Медведева утверждают, что без развития демократических институтов модернизация невозможна. Главный субъект модернизации – национальное государство, а не глобальные международные организации и институты.
 
Ноябрь 2009 г. – Медиа-форум «Единой России» в Санкт-Петербурге: впервые идеологией правящей партии заявлена идея «консервативной модернизации» (аккуратные реформы без изменений политической системы, без заимствования зарубежного опыта).
 
Ноябрь 2009 г. – в журнале «Свободная мысль» (№ 11) опубликована статья В.Л. Иноземцева «Вперед, Президент» о поддержке инициативы проекта модернизации и различиях политических взглядов и действий В.В. Путина и Д.А. Медведева
 
Декабрь 2009 г. – создан Общественный Совет «За модернизацию» (Владислав Иноземцев, Борис Титов («Деловая Россия»), Григорий Явлинский), цель – разработка единой стратегии модернизации страны в 2010 г.
 
Январь 2010 г. – опубликованы два конкурирующих доклада: «Принуждение к инновациям» (В.Л. Иноземцев) и «Россия XXI века: образ желаемого завтра» (Е.Ш. Гонтмахер, И.Ю. Юргенс, Институт современного развития).
 
Март 2010 г. – представители Евросоюза передают в Министерство иностранных дел России документ «Партнерство для модернизации» с предложением помощи в проведении политических реформ.
 
Цитаты к дискуссии:
Иноземцев В.Л. Модернизация России: условия, предпосылки, шансы. М., 2009 «Модернизация — это комплексный процесс, в котором соединяются политическая воля, экономическая целесообразность и технологические возможности. Взятый по отдельности, каждый из этих факторов способен выступить лишь предпосылкой для развертывания модернизации, но не более того». Общий итог таков: современная модернизация — это ускоренный и инициируемый государством процесс превращения страны в промышленную державу, конечная продукция которой становится конкурентоспособной на мировом рынке….Во-первых, модернизация требует, с одной стороны, реформирования ранее сложившихся институтов, норм и практик; с другой — быстрого накопления капитала и использования всех имеющихся ресурсов для нужд ускоренного развития….Во-вторых, модернизации могут быть только «догоняющими», так как их цель — в перспективе сделать возможным переход страны к нормальному, немобилизационному типу развития….В-третьих, модернизации предполагают широкие и масштабные заимствования — не ценностей, как утверждают многие российские критики «догоняющих модернизаций», а технологий и стереотипов поведения на рынке…В-четвертых, не следует переоценивать возможности модернизационного рывка. Его задачей выступает быстрая индустриализация страны.
 
О докладе ИНСОРа «Россия XXI века: образ желаемого завтра» [www.riocenter.ru] В ключевом разделе доклада под названием "Россия: XXI век. Полдень" авторы предлагают читателю представить, что модернизация уже свершилась, и описывают, как выглядит новый дивный мир. Эксперты говорят, что преследовали цель изобразить такую Россию, в которой было бы комфортно и приятно жить людям. Игорь Юргенс напомнил о 400 тыс. россиян, живущих за границей на деньги от разницы стоимости квартир на родине и там. "Это грустно", - считает эксперт. Хотя как раз именно эти 400 тыс. вряд ли думают так же. В картине идеальной России, нарисованной экспертами, сроки полномочий главы государства и Госдумы сокращаются с нынешних шести и пяти до пяти и четырех лет соответственно. Таким образом, ИНСОР как будто вступает в спор со своим главным попечителем - президентом, с чьей подачи недавно эти сроки были продлены до шести и пяти лет. Авторы доклада выступают за реальную многопартийность, чтобы довести количество партий с существующих семи примерно до 20. Ядром политической системы должны стать две партии - правоцентристская и левоцентристская (причем не КПРФ и не ее наследница). В ИНСОРе считают, что парламент вновь должен формироваться по смешанному принципу: по 50% депутатов, прошедших от партий, и одномандатников. А избирательный барьер предлагается снизить с 7 до 4%. Сенаторы и губернаторы в "воображаемой России" снова избираются всенародно. На телевидении исчезает монополизм государственных каналов и цензура (в том числе через связанные с властью бизнес-структуры). В экономике участие государства снижено до 30% ВВП, инфляция не превышает 3%. Рубль стал международной расчетной валютой, а частная собственность незыблема. Армия полностью переведена на добровольную основу, численность войск сокращена примерно до полумиллиона военнослужащих. Отдельного внимания заслуживает описание модернизации в сфере безопасности. МВД ликвидировано, вместо него появляется федеральная служба криминальной полиции, которая борется с уголовными преступлениями. Есть также муниципальная милиция при органах местного самоуправления. "Функции давно ликвидированного ГИБДД разделены между региональной полицией, муниципальной милицией и гражданской службой дорожного движения, занимающейся контролем техсостояния автомобилей, выдачей прав и методическим обеспечением организации дорожного движения", - говорится в докладе. Внутренние войска преобразованы в национальную гвардию, которая подчиняется главе государства. ФСБ также упразднена. Вместо нее воссоздана федеральная служба контрразведки, которая борется с иностранными разведками и защитой гостайны. Также создана федеральная служба по охране Конституции, ответственная за предупреждение и пресечение терактов, реагирование на угрозы сепаратизма, борьбу с незаконными вооруженными формированиями. Что касается международной политики, Россия - партнер Евросоюза и "успешно завершает переговоры о вступлении в изменившееся НАТО".
 
Гонтмахер Е.Ш. «Либо мы сорвемся в смуту, либо как-то вырулим в демократию» (форум «Сибирский давос», 6 марта 2010 г.) В мире много национальных моделей модернизации, но в их основе лежат три базовые ценности: демократия (никакая не управляемая и не суверенная), рыночная экономика, конкуренция, и социальное государство, в котором большинство людей все-таки не требуют радикальных изменений. Модернизация – процесс перехода от нынешнего незавидного состояния в эту нормативную модель. Для этого должна быть критическая масса людей, может быть 15-20% которые не удовлетворены происходящим, но, тем не менее, настроенных позитивно. Нужна четкая картина того, к чему мы стремимся. И третье необходимое условие: этих людей нужно включить в модернизацию. России никуда не деться от выбора: либо мы срываемся в какие-то несистемные вещи, в очередную смуту, либо мы как-то вырулим каким-то цивилизованным способом из авторитарного режима в демократию. Если в 2010 году к этим 15% присоединится президент (неважно, какая у него будет фамилия), то есть шанс. Потому что без политической модернизации экономическая обречена на провал. Предлагаемая клочковатая, чисто технологическая модернизация меня сильно смущает…. Пока слово "модернизация" стало уже таким ироничным термином, над ним уже посмеиваются…
 
Иноземцев В.Л. (Форум «Евросоюз-Россия», 16 февраля 2010 г.) Я убежден: модернизация России в том виде, в каком она сегодня заявляется, не состоится. Потому, что ее проводит команда, которая десять лет делала страну менее, а не более модернизированной. Потому, что никто не озаботился разработкой четкого плана преобразований. Потому, что сейчас предпочитают говорить не о промышленном прорыве, а о «постиндустриальной модернизации» – феномене, как мне кажется, истории неизвестном. Потому, что в обществе так и не сложилось промодернизационного консенсуса. Но главное – потому, что у власти в России находится г-н Путин (чье имя сегодня почему-то никто ни разу не упомянул), и до тех пор, пока он будет определять политику страны, никакой модернизации не предвидится – будут только новые pipelines and pipedreams. Г-н Путин не хочет модернизации, так как она может поколебать доминирующие позиции нефтегазового сектора и тех отраслей, которые контролируются его близкими друзьями и соратниками по окологосударственному бизнесу. Г-н Юргенс обещал нам утром, что уже в марте в России появится конкретный план модернизации – но пока в Москве обсуждают то, что в начале марта г-н Путин возглавит правительственную комиссию по инновационному развитию с бюджетом в 620 млрд.рублей (против 10 млрд. у Комиссии по модернизации, возглавляемой г-ном Медведевым). И пока г-н Юргенс рассказывает нам о реформах госкорпораций, г-н Чемезов сегодня заявил о претензиях на 300 млрд.рублей государственных бюджетных средств, выделяемых на поддержку моногородов в разных частях России (чему резко воспротивился даже коллега г-на Юргенса, г-н Шохин). Поэтому разговоры о медведевской модернизации разбиваются – и разобьются – об путинскую немодернизируемость.
 
Комиссия по модернизации при Президенте РФ (из выступлений Д. Медведева):
} «Ситуация с инновационной активностью на промышленных предприятиях – собственно, там, где вся эта работа и должна происходить, – не только не меняется, а в значительной степени (под влиянием кризиса, конечно) просто ухудшается. Довольно серьёзное негативное влияние имеют и неэффективная организация труда, и, конечно, старое оборудование, плохая логистика бизнес-процессов»
 
} «Основная проблема заключается в том, что, несмотря на правильные программные установки, никаких существенных изменений в технологическом уровне нашей экономики не происходит. Пока не показали серьёзных результатов ни малые фирмы, которые мы пытались и пытаемся создавать, ни технопарки, ни различного рода центры трансфера технологий, всякого рода новые формы, которые мы пытаемся использовать, ни Российская венчурная компания, ни технико-внедренческие особые экономические зоны. Всё это в основном, надо признаться откровенно, существует только на бумаге» (Кремль, совещание по вопросам модернизации, 15 мая 2009 г.)
 
} Энергоэффективность – настолько злободневная и в то же время тяжёлая для нас тема, что практически все направления работы по этой теме следует признать весьма и весьма необходимыми. И что бы мы ни взяли, повсюду у нас очень серьёзное отставание…Поэтому нам нужно двигаться по всем направлениям, но одно направление хотел бы отдельно подчеркнуть: это жилищно-коммунальное хозяйство. Все губернаторы, здесь присутствующие, отлично знают, какова ситуация с энергоэффективностью в жилищно-коммунальном хозяйстве, – безобразная. И наши здания, сооружения и коммунальная инфраструктура в целом – это такая «чёрная дыра», где бесследно исчезают огромные энергетические ресурсы (из выступления на Президиуме Государственного Совета по вопросу повышения энергоэффективности российской экономики, 2 июля 2009 г.)
 
«….Проекты, связанные с тематикой электронного правительства. Это вообще уже такая тема, просто о которой стыдно говорить. Сколько совещаний на это было потрачено, поручений президентских издано, в рамках Правительства поручений, – движения нормального нет. Я думаю, что сегодня уже никому не нужно доказывать, что качество публичных услуг прямо влияет и на состояние демократии в нашей стране, и на вопросы противодействия коррупции. Но реальных подвижек в развитии межведомственного электронного документооборота, в формировании такой полноценной системы онлайновых госзакупок, а также создании единой системы государственного учёта результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ пока не создано». (Комиссия, 31 августа 2009 г.)
 
} «…В отношении сетей третьего и четвёртого поколения. У нас сети третьего поколения, как известно, далеко не везде развернуты, например, в Москве просто их нет. Это, конечно, позор вообще, я хочу сказать, что у нас в столице не работает связь третьего поколения. Просто нет комментариев» (Комиссия, 28 октября 2009 г.)
Просмотров: 372 | Добавил: AntonD | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024