Понедельник, 29.04.2024, 00.55
ИЦПП
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
500
Главная » 2010 » Декабрь » 27 » «Механизм модернизации экономики запущен, но для его работы требуются значительные усилия государства и бизнеса» (А.Б. Дидикин,итоги 2010 г)
«Механизм модернизации экономики запущен, но для его работы требуются значительные усилия государства и бизнеса» (А.Б. Дидикин,итоги 2010 г)
20.32
Вопрос: Сегодня много говорится о необходимости всесторонней модернизации страны. Какие конкретные меры Вы считаете наиболее важными для понимания смысла этого термина?
А.Б. Дидикин, к.ю.н.: «Я думаю, что содержание данного термина меняется в конкретную историческую эпоху, поэтому сравнивать процессы модернизации в России несколько столетий назад и сегодня нужно очень аккуратно. Всегда есть соблазн ссылаться на опыт сталинской индустриализации и говорить, что в то время аграрная страна стала индустриальной державой. Но дело в том, что цена модернизации и те усилия, которые могут принести результат, слишком разные на протяжении российской истории. И очень хорошо, что эксперты, власть и бизнес сегодня выступают за ненасильственную модернизацию страны. Сегодня модернизация – это повышение эффективности государственного управления экономикой и промышленного производства за счет внедрения инноваций и новых технологий».
Вопрос: Но ведь позиции экспертов сегодня настолько различны, что термин «модернизация» уже стал ходовым, модным и не всегда требующим понимания. Что нового Вы предложили в 2010 году, используя этот термин?
А.Б. Дидикин, к.ю.н.: «Прежде всего, мы опираемся на системный подход и полагаем, что модернизация в своей первичной основе предполагает анализ текущего состояния крупных промышленных и инновационных отраслей экономики, которые в дальнейшем подлежат изменению. При этом очень важна четко поставленная цель – какие приоритетные отрасли требуют серьезной поддержки со стороны государства и частного бизнеса, а какие требуют лишь точечных, временных инвестиций. Также сложилось четкое убеждение, что реформы политической системы всегда вторичны по отношению к экономическим реформам».
Вопрос: Имеет ли модернизационный проект, обозначенный Президентом России, идеологическую основу? Согласны ли Вы с тем пониманием модернизации страны, которое высказывает периодически Дмитрий Медведев?
А.Б. Дидикин, к.ю.н.: «Безусловно, предпринимаются попытки идеологически идентифицировать проект модернизации. Неслучайно в 2010 году нашумевшая дискуссия вокруг доклада ИНСОРа «Россия 21 века: образ желаемого завтра» выявила так много противоречий в понимании сущности модернизации. Однако сами по себе предложенные идеологические позиции не учитывают главного – модернизация всегда требует системных изменений в экономике, которые по своему характеру и сути являются либеральными и антикризисными. Поэтому когда сторонники партии «Единая Россия» говорят о консервативной модернизации, они заблуждаются и вводят в заблуждение других. Модернизация – это болезненный социальный процесс изменения общества, и здесь сохранение какой-либо стабильности обеспечить крайне тяжело. И мы, безусловно, поддерживаем идеи Президента России Д.А. Медведева, когда он порой в резкой форме критикует тех чиновников, которые не то что об инновациях, но и вообще об изменениях боятся думать. Президент очень точно акцентирует внимание на приоритетных отраслях, можно спорить о том, насколько полно они охвачены, но сама по себе идея верная».
Вопрос: В чем же тогда состоит основная функция и назначение Вашей экспертной позиции? Каков ее результат?
А.Б. Дидикин, к.ю.н.: «Здесь мне бы хотелось говорить от имени всего творческого коллектива нашего Центра. У нас есть общее убеждение, что модернизация – это всегда явление не общенациональное, а региональное и требует реализации конкретных региональных проектов. Причина этого в том, что российские регионы обладают своей спецификой, и в этом смысле запуск единого механизма модернизации экономики невозможен. Мы очень внимательно относимся к тем социально-экономическим процессам, которые происходят в каждом регионе Сибири и учитываем опыт работы наших коллег в регионах. Анализируем состояние отраслей экономики в каждом конкретном регионе. Такая работа и дает в итоге практический результат».
Вопрос: Хорошо, расскажите о тех результатах, которых достиг Центр в 2010 году?
А.Б. Дидикин: «Главное научно-практическое достижение Центра в этом году – это создание такого формата экспертного обсуждения и решения проблем модернизации экономики, который позволяет специалистам разных профессий искать и находить решение волнующих их проблем. Это на самом деле очень серьезное достижение, которое дало о себе знать по итогам форума «Модернизация в сибирских регионах: проекты, предпосылки, сценарии» в Новосибирске в октябре 2010 г. Именно там люди разных профессий не просто дискутировали о модернизации, а обсуждали механизмы реализации инновационных проектов, что имело и имеет практическое значение».
Вопрос: А какие еще формы деятельности, кроме экспертных обсуждений применяет Центр?
А.Б. Дидикин: «Поскольку успешность модернизации зависит от решения кадрового вопроса (причем не на бумаге, как в случае с Кадровым резервом, а на практике), коллектив нашего Центра активно участвовал в подготовке образовательной программы «Лаврентьевский прорыв», итоги реализации которой были подведены на Всероссийском Конвенте в школе управления «Сколково» в декабре 2010 г. Один молодой ученый, выпускник проекта, выиграл 1 миллион рублей на реализацию своего проекта. Вторая форма деятельности – это подготовка законопроектных предложений. В 2010 году мы подготовили предложения для очень важных законодательных актов «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», об изменении правового статуса государственных и муниципальных учреждений, в законопроект о Сколково и другие».
Вопрос: Какие события послужили основой для подготовки таких практических рекомендаций?
А.Б. Дидикин: «Это, прежде всего, несколько крупных форумов, которые мы организовали единолично и в сотрудничестве с коммерческими и некоммерческими организациями. В январе 2010 года был проведен экспертный круглый стол о механизме применения закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности экономики. В дальнейшем в марте после Сибирского энергетического форума его рекомендации были приняты к рассмотрению и поддержаны отдельными федеральными органами власти и другими структурами (ГК «Роснано», Сбербанк России). В марте при поддержке инновационной компании состоялся Образовательный форум Сибирского федерального округа об информатизации образования и внедрении нового программного обеспечения в вузах Сибири, включая обсуждение проблемы защиты персональных данных и введения электронного документооборота. Осенью в рамках «Интерры» состоялся крупный форум «Модернизация и инновационное развитие России: глобальные вызовы и региональные перспективы» с участием известного российского экономиста Владислава Иноземцева. А в октябре 2010 года проведен форум на Сибирской ярмарке с участием общественности, власти и бизнеса о модернизации в сибирских регионах».
Вопрос: Вы проводите очень большие информационные кампании в этом году. А как были представлены Ваши идеи и сотрудники Центра на других экспертных форумах?
А.Б. Дидикин: «Здесь, собственно, самый важный аспект нашей работы – не только проводить свои мероприятия, но и участвовать в дебатах и дискуссиях. Я и мои коллеги приняли участие в 2010 году в Красноярском экономическом форуме, в Сибирской венчурной ярмарке, форуме «Интерра». Осенью мы принимали участие в международной конференции Фонда развития «Сколково». По итогам такого участия появилась статья в журнале «Свободная мысль» (2010. №11) с критическим правовым анализом закона о Сколково. Думаю такой же темп работы сохранится и в следующем году».

Вопрос: Есть ли какие-то временные ограничения в работе Центра над тематикой модернизации? Насколько это долгосрочный проект?
А.Б. Дидикин: «Мы будем работать до тех пор, пока процесс модернизации экономики в России не даст конкретных результатов. В процессе достижения этой цели мы будем оказывать экспертное содействие и консультирование нашим коллегам в странах СНГ, где проблема модернизации необходима, но пока даже не обсуждается. В этом залог успеха нашего международного сотрудничества. Мы также будем содействовать гармонизации законодательства и обмену технологиями в рамках проекта «Партнерство для модернизации» России и Европейского Союза».
 
Пресс-служба ИЦПП
Просмотров: 408 | Добавил: AntonD | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024