Вторник, 14.05.2024, 21.15
ИЦПП
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
500
Главная » 2011 » Июнь » 8 » "Россия-Европейский Союз: стратегический диалог в новом десятилетии" (международный круглый стол ИЦПП накануне Саммита "Россия-ЕС")
"Россия-Европейский Союз: стратегический диалог в новом десятилетии" (международный круглый стол ИЦПП накануне Саммита "Россия-ЕС")
09.41

7 июня 2011 года в Новосибирске состоялся Международный круглый стол «Россия и Европейский Союз: стратегический диалог в новом десятилетии», организованный Исследовательским центром публичного права (ИЦПП). В работе круглого стола приняли участие руководство Фонда Генриха Белля (Ральф Фюкс, Йенс Зигерт, Берлин, Москва), руководство правозащитного общества «Мемориал» (Арсений Рогинский, Елена Жемкова, Москва), представители общественных организаций, выпускники региональных школ Европейского Союза в России, студенты вузов трех регионов Сибири (Алтайский край, Новосибирская и Кемеровская области). В работе круглого стола приняли участие член Научного совета ИЦПП Владимир Прошин, выпускники Инновационной юридическй школы ИЦПП Арсений Королев, Ярослава Свирина, Ксения Кустова и Анастасия Доброходова.
 
Формат дискуссии, обозначенный модераторами круглого стола – заместителем директора ИЦПП Антоном Дидикиным и заместителем руководителя Департамента международных связей ИЦПП Антоном Барбашиным, предполагал обсуждение наиболее сложных вопросов, препятствующих эффективному диалогу между Россией и Евросоюзом, которые за последние годы стали крайне политизированными. Участники дискуссии сошлись во мнении, что информация о заседаниях рабочих групп по подготовке Саммита «Россия-ЕС», о реальных проблемах и принимаемых решениях, сегодня является закрытой и продвигать общественные инициативы в этой области сложно.
 
Обсуждение коснулось современного состояния Европейского Союза как важного субъекта мировой политики. Ральф Фюкс, директор Фонда Генриха Белля, в своем выступлении отметил, что именно преодоление исторических противоречий между европейскими странами, уход от агрессивной политики в послевоенной Европе позволили создать Европейский Союз как форму экономической интеграции и особую систему управления, в которой страны оказывают финансовую помощь и взаимный контроль над состоянием бюджетов. Подводя итоги дискуссии по данному вопросу, Антон Дидикин отметил, что «такие правила способствовали возникновению нового понимания суверенитета государства, и Европейский Союз как объединение государств основывается сегодня на демократической системе принятия решений, механизме ответственности чиновников за принимаемые решения, экономической солидарности и диалоге политических ценностей».
 
Анализ состояния российско-европейских отношений не мог не коснуться взаимоотношений России и Германии. Влияние немецкой культуры в России на протяжении столетий очевидно: создание академической науки и системы образования в XVIII в., политическое взаимодействие, прерванное событиями Первой мировой войны, возобновление сотрудничества в последние годы (в том числе в формате форума «Петербургский диалог»). В то же время неясность в отношении процесса модернизации в России, нежелание российского руководства эффективно обсуждать политический диалог между странами на практике приводит к вынужденному, но не всегда выгодному социально-политическому компромиссу между странами. «Немцы как будто продолжают чувствовать вину перед Россией за события Второй мировой войны, и это порой сглаживает многие противоречия в культурной сфере, экономической политике и сотрудничестве в политической сфере» - отмечает Ральф Фюкс.
 
Тема модернизации России на круглом столе стала одним из важных вопросов дискуссии. Соглашаясь с тем, что «Партнерство для модернизации» - это лишь «дорожное соглашение», декларация о намерениях, реализовать которое в настоящее время практически невозможно, участники круглого стола активно представляли экспертную и научную оценку того, какова сущность модернизации и возможны ли она без изменения действующих институтов и политической системы в целом. Антон Дидикин, призывая реалистично оценивать текущее состояние российского государства и зарубежный опыт модернизации, отметил, что модернизация изначально может быть только экономической: «только в результате экономических успехов у населения возникнет спрос на демократию, эффективный парламентаризм и иные политические изменения. Иной вариант вызовет хаос в системе управления, а в конечном итоге приведет к распаду государства». Арсений Рогинский, руководитель Фонда «Мемориал», не согласился с ним, и, ссылаясь на опыт Института современного развития, подчеркнул бессмысленность борьбы с коррупцией и каких-либо экономических изменений, пока не существует политическая конкуренция, реальный парламентаризм. Наталья Баранова, исполнительный директор Клуба экспертов «Большой Новосибирск», привела ряд позиций экспертов, которые доказывают, что модернизация всегда направлена на институциональные изменения в системе управления, а значит не может ограничиваться изменениями только в экономике или политике.
 
Однако в дискуссии приводилось немало примеров, и они свидетельствовали совсем о другом. В частности, успех модернизации экономики послевоенной Германии стал основой для демократизации общественно-политической жизни, а целый ряд других стран осуществляли модернизацию без политических изменений (страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки). В то же время опыт политических реформ в современной Украине в 2004-2006 гг. убедительно показал, что новое демократическое руководство и украинская политическая элита не смогли решить экономические проблемы, что в конечном итоге привело и к централизации власти и к долговой зависимости украинского бюджета от зарубежных кредитов. Несмотря на ограниченное время, дискуссия затронула множество вопросов российско-европейского диалога.
 
Александр Жданов, директор ИЦПП, рассказал о возможном позитивном опыте гармонизации законодательства в сфере здравоохранения. Владимир Роговцев, представлявший общественную организацию «Независимая экологическая экспертиза», оригинально раскрыл существующие экологические проблемы и возможности достижения баланса между использованием природных ресурсов и экологии. Участники обменялись мнениями о недавнем решении руководства Германии об ограничении воздействия атомной энергетики на окружающую среду и развитии альтернативных источников энергии. Юлия Сердюкова, заместитель Председателя Совета научной молодежи СО РАН, рассказала об опыте научного сотрудничества между Россией и Германией.
 
Выводы по итогам дискуссии показали конструктивность и необходимость расширения стратегического диалога России и Евросоюза в ближайшие годы. Было отмечено, что проект «Партнерство для модернизации» по содержанию имеет две составляющие: экономическую (возможность гармонизации законодательства России и стран ЕС, создание механизма «зоны свободной торговли») и политическую (диалог о демократических ценностях и культурное взаимодействие). И самая главная задача представителей общественности и институтов гражданского общества остается прежней – открытое и объективное обсуждение насущных политических и экономических проблем.
Просмотров: 384 | Добавил: AntonD | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024