9 февраля 2009 года в Институте современного развития коллектив авторов представил доклад на тему «Экономический кризис в России: экспертный взгляд».
В работе излагается авторский взгляд на развитие экономического кризиса в России, возможные сценарии государственной экономической политики, а также формулируются предложения по антикризисным мерам, необходимым как для выхода из кризиса, так и для построения будущей, посктризисной экономики страны.
Среди авторов доклада: директор по стратегии и корпоративному развитию компании «СУЭК» Анна Белова; президент фонда «Институт энергетики и финансов» Леонид Григорьев; член правления Института современного развития, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, советник заместителя председателя правления РАО «ЕЭС России» Олег Перцовский и др.
Представляя основные тезисы доклада, Председатель Правления Института современного развития Игорь Юргенс отметил: «Уже сегодня необходимо выстраивать мост из нынешней ситуации в новое качество экономики, которое сложится по выходу из кризиса. И, в первую очередь, речь идет о переводе российского рыночного хозяйства в новое равновесное состояние. Кризис — это не только вызов, не только потрясение, не только потери, это еще и новый коридор возможностей. Ломая сложившуюся систему, он расчищает место для системы новой, архитектуру которой еще только предстоит создать. И нам надо серьезно подумать об исправлении не только очевидных дефектов мировой финансовой системы, но и тех не менее очевидных перекосов и деформаций, которые тормозили развитие России задолго до начала мирового кризиса».
Авторы доклада, говоря о болевых точках российского кризиса, отмечают, что «к началу 2009 года российская экономика вступила в промышленную рецессию, сопровождающуюся обесценением рубля, ростом безработицы и приостановкой инвестиционных программ». Уникальность ситуации, по их мнению, состоит в том, что «отечественная экономика испытывает … свой первый полноценный рыночный кризис, отягощенный слабостью финансовой системы, с легкостью «импортировавшей» шик из-за рубежа».
В докладе были проанализированы предпринимаемые Правительством РФ антикризисные меры. Авторы выделяют поддержание ликвидности банковского сектора и его капитализации, установление лимита на предоставление госгарантий, объем дополнительной поддержки малого бизнеса. При этом эксперты приходят к выводу, что существует явная необходимость корректировки параметров уже принятого бюджета – 2009, а «в программе намеченных антикризисных регулятивных мер неизбежны изменения». Эксперты отмечают, что «вместе с национальными резервами (уже сократившимися на треть) страна теряет время для настройки экономики на новое качество послекризисного роста».
Одновременно они предостерегают от ряда шагов, и, прежде всего, ограничения конкуренции, и обращают внимание на необходимость «переформатирования госрегулирования – его настройку на конструирование условий для будущего экономического роста».
В докладе представлены возможные сценарии государственной экономической политики, среди которых:
-
дирижистский сценарий «Прямое ручное управление», который позволит минимизировать потери для наиболее приоритетных предприятий и секторов экономики;
-
либеральный сценарий «Естественный отбор», в рамках которого подразумевается, что рыночные силы без внешнего вмешательства обеспечат отбор наиболее эффективных экономических агентов и скорейшее восстановление экономики;
-
либерально-дирижистский сценарий «Поддержка и развитие возможностей», основанный на связанной системе мер, направленных на минимизацию последствий кризиса, включая государственную поддержку инвестиционного спроса в ключевых отраслях и конечного потребления, создание системы стимулов для формирования экономики с заданными характеристиками (конкурентоспособность, диверсифицированность, инновационность), которая позволит пройти кризис наименее болезненно и выйти из него с более эффективной экономикой.
Отмечается, что «до настоящего момента основные меры, принятые и реализуемые Правительством, преимущественно были характерны для сценария «прямого ручного управления».
В докладе представлен ряд мер, реализация которых, по мнению экспертов, позволит «наиболее адекватно противостоять выявленным вызовам».
Среди предлагаемых мер:
Регулятивные меры в финансовой сфере – отмечая наличие нескольких «развилок» в действиях денежных властей (в том числе, связанных со сдерживанием инфляции; способностью регуляторов к консолидации банковского сектора; сохранения статус-кво либо переходу к реформе банковского сектора; направления ресурсов на финансирование бюджета или внешнего корпоративного долга), эксперты акцентируют внимание на том, что «при любом решении фактически безальтернативным оказывается выдвижение частного бизнеса на главную движущую роль в преодолении рецессии…Крайне важны акцентированные меры по укреплению конкуренции и защите частной собственности».
Поддержка реального бизнеса. В рамках реализации этой задачи предлагается дополнить и/или уточнить уже осуществляющиеся меры:
- стимулирование спроса посредством более активной реализации инфраструктурных проектов;
- изменение критериев выбора приоритетных компаний для получения доступа к государственному финансированию (гарантиям, субсидиям на процентные ставки);
- стимулирование инвестиционного спроса посредством предоставления доступа к государственному финансированию (гарантиям, субсидиям на процентные ставки);
- обеспечение спроса на продукцию отдельных отраслей.
Противодействие негативным социальным последствиям. Здесь, помимо сформулированного и реализуемого Правительством комплекса мер отмечается, прежде всего, «необходимость резкого повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на профессиональную переподготовку».
Антикризисное регулирование на региональном уровне. По мнению экспертов, «сопоставление с кризисом 1998 года показывает, что при всей специфике нынешней ситуации ключевой проблемой в сфере государственного управления становятся отношения федерального центра с регионами». Отмечается, «центральная власть подготовилась к кризису лучше региональных». Необходимо задуматься о возможностях «перераспределения социальных и экономических обязательств перед группами населения и бизнеса для нивелирования, минимизирования возникающих угроз, очень неравномерно распределенных по регионам страны».
Затрагивая тему антикризисных мер регионов и действий федерального центра, авторы пришли к выводу, что в условиях кризиса требуется существенный пересмотр стратегий регионального развития: «региональные стратегии должны быть выстроены так, чтобы минимизировать региональную конкуренцию за трудовые, инвестиционные и иные ограниченные ресурсы, и обеспечить взаимодополняемость стратегий различных регионов». В качестве основного фактора повышения инвестиционной привлекательности любого региона отмечается модернизация его экономики.
Анализируя состояние современного российского общества, авторы приходят к выводу о наличии в обществе модернизационных сил. Они обращают внимание на то, что «восстановление общественного диалога… требует начала диалога между государством, бизнесом и всеми политическими и общественными силами страны».
|