Пятница, 27.09.2024, 08.19
ИЦПП
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
500
Главная » 2009 » Апрель » 10 » Механизмы преодоления кризиса (дискуссия на конфеенции в Высшей школе экономики)
Механизмы преодоления кризиса (дискуссия на конфеенции в Высшей школе экономики)
22.07
Заседание началось с выступления помощника Президента РФ Aркадия Дворковича.

Методы — общие и разные

Г-н Дворкович напомнил, что еще год назад на этой же конференции обсуждался рост российской и глобальной экономики. А сегодня глобализация экономики и финансовых рынков привела к тому, что кризис ипотечного кредитования в отдельно взятой стране (США) затронул буквально всех.

Все страны реагируют на кризис по-разному, но есть и общее. Везде на борьбу с кризисом выделяются огромные деньги. Этим правительства разных стран пытаются компенсировать падение потребительского спроса. Но вопросы о том, насколько эти меры окажутся эффективными, приведут ли они к росту экономики, пока остаются открытыми. Сейчас можно говорить лишь о том, что принятые меры способны обеспечить отсутствие сильного падения, но никак не рост спроса во втором квартале 2009 года.

Различия же в борьбе с кризисом проистекают из разницы в стартовых условиях отдельных стран. В развитых странах понижают процентную ставку. Для переходных экономик характерна инфляция и рост процентных ставок. Россия не исключение. У нас сохранение устойчивости платежного баланса возможно только за счет снижения эффективного курса рубля. Не многие страны пошли на снижение курса национальной валюты. В среднем снижения составили от 15 до 50%. Россия — у верхней границы этого интервала. Что позволило повысить конкурентоспособность российских товаров, сохранить положительный торговый баланс. Но процентные ставки у нас слишком высоки. Пока что резкое повышение процентных ставок давало возможность снизить привлекательность вложений в долларовые активы, однако по таким, заоблачным, ставкам деньги в кредит можно брать только под проекты с "запредельной рентабельностью".

По словам А. Дворковича, в отношении банковской системы Россия, по сути, использует те же механизмы и меры, что и другие страны.

Наибольшие средства у нас выделяются именно банкам, а не напрямую предприятиям. Г-н Дворкович особо подчеркнул, что речь идет не о помощи банкам, а о поддержке функционирования финансовой системы.

Бюджет принимался из расчета, что баррель нефти будет стоить 90 долларов, поэтому в начале этого года необходимость его пересмотра стала очевидной. Сейчас в бюджет заложили цену 41 доллар за баррель. И хотя пока правительство четко угадало с ценой, А. Дворкович признался, что "цена на нефть может оказаться любой".

Расходы бюджета увеличены, в первую очередь, на капитализацию банков, на поддержку людей (повышение социальных выплат, программы занятости), на прямую поддержку реального сектора экономики.

Помощник Президента подчеркнул, что краткосрочные меры не отменяют необходимости реализации всего того, что было задумано до кризиса, в частности, речь идет о повышении производительности труда и энергоэффективности.
 
Тему поддержки финансовой системы в условиях кризиса продолжил председатель правления Сбербанка России Герман Греф.

Кризис недоверия, который разразился на мировом финансовом рынке осенью 2008 года, к 2009 году практически пройден. Но риски из финансового сектора перекочевали в сектор реальный — финансовый кризис превратился в экономический. В России же, по словам Г. Грефа, банковского кризиса как такового пока и не было, потому что "наши банки практически не пользуются производными финансовыми инструментами". В нашу банковскую систему кризис придет из реального сектора экономики, и в этом принципиальное отличие между ситуацией в нашей стране и в западных государствах.

Ответить на вопрос о длительности кризиса можно, сопоставив его с кризисами минувшими. По словам Г. Грефа, из анализа прошлых кризисов видно, что средний период восстановления экономики в два раза длиннее периода ее падения. Все кризисы на удивление схожи — как правило, им предшествует бурный экономический рост. Кроме того, мировой опыт показывает, что пока не решена проблема банковского сектора, восстановление экономики практически невозможно.

Одна из текущих тенденций в российском банковском секторе — это резкое снижение портфеля кредитования. Но опыт других стран свидетельствует, что остановить снижение кредитов невозможно, да и не нужно. Так как попытки эти перекладывают риски реального сектора на банковскую систему. "Что само не стоит, долго поддерживать не удастся".

"Поддержка банков — мера не популярная, но совершенно необходимая", — сказал Г. Греф. Он отметил, что ближайшая серьезная проблема, с которой столкнется российская банковская система — это проблема "плохих долгов". На начало марта, согласно официальной статистике, объем просроченной задолженности по кредитам у нас затрагивает 3,3% кредитов. По сравнению со странами, похожими на Россию, цифры пока оптимистичные. Но оценка эта может быть занижена, так как в России учитывается только сумма просрочки, в то время как международная система учитывает всю сумму просроченного кредита.

Решить проблему "плохих долгов" можно с помощью капитализации банков. Кроме того, банки наращивают собственные резервы. Впереди всех по этому показателю в России МДМ-банк и Альфа-банк. Сбербанк, по словам г-на Грефа, также стремится увеличить резервы, "закачав туда всю прибыль четвертого квартала 2008 и первого квартала 2009 годов".

На вопрос из зала о том, не следует ли России поискать инновационный путь по выходу из кризиса, а не просто копировать "западные пути", Г. Греф ответил, что "поиск третьего пути часто происходит оттого, что мы не знаем первые два". Сейчас более эффективно взять все лучшее из мировой практики и реализовать это у нас, а не искать собственные пути. А об инновациях уместнее думать в период развития.
 
Первый заместитель председателя Центрального банка России Aлексей Улюкаев напомнил, что в прошлом году на конференции он говорил о перегреве экономики.

Не может мировая экономика так долго расти, по 5% в год, и не может так долго расти ликвидность. С этой точки зрения можно считать необычной (или даже "кризисной") ситуацию 2000—2008 годов, когда у нас доходы росли в разы быстрее производительности труда. Ситуация, которая складывается сейчас, по словам А. Улюкаева, как ни парадоксально звучит, характеризуется большей стабильностью.

Кризис ликвидности сентября 2008 — января 2009 годов г-н Улюкаев сравнил с лесным пожаром. Пожар заливают водой, а кризис ликвидности — деньгами. Тем не менее, как отмечает А. Улюкаев, сейчас ситуация не критическая. Да, банковскую систему нужно поддерживать, но пожарной срочности уже нет.

С середины марта наблюдаются некоторые положительные тенденции: начала постепенно расти денежная масса; происходит укрепление рубля по отношению к бивалютной корзине, которое, скорее всего, продолжится до конца года; на валютном рынке наблюдается сбалансированная ситуация. Причем, в ситуацию на валютном рынке Центральный банк РФ практически не вмешивается (с февраля 2009 года ЦБ присутствовал лишь на семи торговых сессиях, купил всего около 7 млрд. долларов).

По мнению г-на Улюкаева, сейчас российской экономике требуются не чрезвычайные антикризисные меры, а мягкие структурные и институциональные изменения. Что касается банков — "нам нужна капитализация банковской системы, что поможет банкам справиться с проблемой так называемых плохих долгов".

Словом, все российские участники второго пленарного заседания сошлись во мнении, что России еще только предстоит преодолеть банковский кризис. И для продуктивной борьбы с ним надо решить проблему "плохих кредитов". Сделать это можно посредством капитализации банковской системы.

Тем не менее, выделение денег банковскому сектору вовсе не означает простую помощь банкам. Эти меры призваны поддержать функционирование в целом финансовой системы России.

Взгляд западных коллег

Зарубежные экономисты во многих оценках, касающихся кризиса, соглашались с российскими. Но были и некоторые расхождения.

Вице-президент Всемирного банка М. Кляйн (M. Klein) отметил, что кризис этот очень необычный. Поэтому прогнозы делать крайне тяжело. Тем не менее, г-н Кляйн предложил четыре возможных сценария дальнейшего развития мира до 2020 года. Первый, полный пессимизма, предполагает стремительное обеднение всех стран, так как никаких эффективных инструментов борьбы с кризисом найти не удастся.

Второй вариант развития событий пророчит светлое будущее странам с развивающейся экономикой (Китаю, России, Индии и прочим). Им будет проще выйти из кризиса. В этих странах государство традиционно контролирует многие экономические сферы. В развитых же странах вмешательство государства в экономику по-настоящему пришло только с началом кризиса.

Третий возможный путь приведет нас к фрагментарному капитализму. Хотя нынешний кризис носит глобальный характер, но выберутся из него страны не все вместе, а по отдельности, объединяясь в блоки.

Четвертый сценарий будет возможен, если страны не станут "насильно" вырабатывать совместные решения, а присмотрятся к текущим успехам друг друга. Успехи такие в борьбе с кризисом уже есть. Этот сценарий не предполагает никаких радикальных изменений в миропорядке.

В заключение г-н Кляйн еще раз подчеркнул, что прогнозы сейчас делать очень сложно, и лично он не знает, по какому именно сценарию будут развиваться события.

Директор Института Международного валютного фонда Лесли Липшиц (L. Lipschitz) заметил, что быть умными было легко два года назад. Тогда все давали оптимистичные прогнозы. Сейчас же никто толком не знает, что будет дальше.

Лесли Липшиц отметил, что для преодоления мирового финансового кризиса все мы нуждаемся в более точных оценках, в большем регулировании экономики и в усовершенствовании финансовых и правовых институтов.

Генеральный директор Бюро политических советников Европейской комиссии Витор Гаспар (V. Gaspar) отметил, что худшее для банковской системы Европейского союза уже позади. Дно было достигнуто в октябре 2008 года. С тех пор наблюдается пусть незначительный, но рост всех видов банковской активности.

В целом же, члены ЕС делают ставку на гибкость способов борьбы с кризисом в краткосрочном периоде и на выработку новых общих правил в долгосрочном периоде. Также г-н Гаспар отметил, что восстановление банковской системы — это ключевой момент в борьбе с кризисом. Однако, подчеркнул он, восстановление банковской системы является необходимым, но не достаточным условием преодоления мирового экономического кризиса.

Просмотров: 400 | Добавил: AntonD | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 45
Гостей: 45
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024