Пятница, 27.09.2024, 10.16
ИЦПП
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
500
Главная » 2009 » Июль » 1 » Экспертный анализ Стратегии национальной безопасности России (А. Лигостаев)
Экспертный анализ Стратегии национальной безопасности России (А. Лигостаев)
19.04
Анализ и рекомендации по дальнейшему совершенствованию и улучшению 
С Т Р А Т Е Г И И
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
 
 По тексту (1): «Россия … восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений.
Реализуется государственная политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития России, адекватная внутренним и внешним условиям».  Требуется обоснование: по каким показателям возможно определить то, что восстановлена возможность по наращиванию конкурентоспособности, а также на основании чего возможно утверждать, что проводимая политика адекватна.

 

По тексту (1): «В целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы». Необходимо указать такие предпосылки.

 

По тексту (6): «…"национальные интересы Российской Федерации" - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности…». Национальные интересы РФ – это не только потребности государства, но и потребности общества.

 

По тексту (8): «В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация». Необходимо пояснить, в чем заключается «качественно новая геополитическая ситуация».

По тексту (9): «Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для ее закрепления в числе государств – лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, оборонного потенциала, уровня государственной и общественной безопасности». Необходимо представить обоснование столь оптимистичного прогноза, а также указать то, какие государства понимаются под «лидерами в мировой экономике».

По тексту (11): Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.
Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено не только в областях концентрации энергоресурсов, но и в иных областях, не менее значимых, указать которые необходимо, т. к. это существенно дополнило бы Стратегию.  

 

По тексту (12): «В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы – может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников». Необходимо указать на эти «точки» где «не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы».

 

По тексту (14): «Россия будет способствовать укреплению Евразийского экономического сообщества в качестве ядра экономической интеграции, инструмента содействия реализации крупных водно-энергетических, инфраструктурных, промышленных и других совместных проектов, в первую очередь регионального значения». Претензия на статус ядра экономической интеграции (необходимо пояснить, что понимается под таковым) на целом континенте должна быть подкреплена соответствующим уровнем экономического развития, что при современном объеме производства маловозможно. 

По тексту (18): «Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом». Указание на то, что международные отношения РФ и США являются ключевыми для развития международной обстановки нуждаются в подтверждении и обосновании.  

По тексту (21): «Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:
… в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира». Необходимо указание на то, что понимается под статусом «мировой державы» - в противном случае, если таковый не определен точно, невозможно построить меры к его достижению (неясно к чему стремиться).

 

По тексту (25): «Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации». Необходимо с использованием точных критериев определить уровень, отвечающий национальным интересам Российской Федерации как определенное состояние. Без этого неясно, что он собой представляет.  

По тексту (31): «Российская Федерация реализует долгосрочную государственную политику в области национальной обороны путем разработки системы основополагающих концептуальных, программных документов, а также документов планирования, развития норм законодательного регулирования деятельности органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций реального сектора экономики, институтов гражданского общества в мирное и военное время, а также совершенствования сил и средств гражданской обороны, сетевой и транспортной инфраструктуры страны в интересах национальной обороны». Национальная оборона – это, прежде всего совершенствование армии, о чем тут не сказано. На первое место в осуществлении политики в области обороны поставлена законотворческая деятельность, а даже не аналитически-прогностическая (выявление угроз, разработка методов их нейтрализации).  

По тексту (32): «Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил…». Необходимо указать на то, в чем заключается этот качественно новый облик.

 

По тексту (42): «Решение задач обеспечения безопасности государственной границы Российской Федерации достигается за счет создания высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов, особенно на границах с Республикой Казахстан, Украиной, Грузией и Азербайджанской Республикой, а также повышения эффективности охраны государственной границы, в частности в Арктической зоне Российской Федерации, на Дальнем Востоке и на Каспийском направлении». Иными словами, укрепление границ дорогостоящими методами требуется на весьма значительном их участке а, усиление их охраны - на всем их протяжении, что, учитывая колоссальную протяженность границ, маловозможно. Необходимо дальнейшее рассмотрение этого вопроса.

 

 По тексту (46): «Повышение качества жизни российских граждан гарантируется путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности». Необходимо точно указать в частности, какому количеству и каким категориям граждан жилье следует делать доступней, в какой мере доступней, как это будет достигаться и в какие сроки. То же самое – по отношению к товарам и услугам.

 

По тексту (51): «В целях развития фармацевтической отрасли формируются условия для преодоления ее сырьевой зависимости от зарубежных поставщиков». Пояснить: какие это условия, как и кем они формируются.

По тексту (54): «Обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития национальной инновационной системы…» Выражение «инновационной системы» неприемлемо, так как не сказано развития инновационной системы чего  (стилистическая ошибка).

 

По тексту (59): «Угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Федерации, предотвращаются путем проведения рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества». Путем «улучшения координации» подобного рода угрозы решить невозможно. В противном случае требуется предоставить обоснование вышеуказанного утверждения.

 

По тексту (66): «Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются:
развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы;
повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования».
Необходимо указать: о какого рода мобильности идет речь (вертикальной и горизонтальной), как будет повышаться уровень общего и профессионального образования (указание на документы и постановления, где это указано), а также то, как будет достигаться увеличение доступности конкурентоспособного (указать на отличия от неконкурентоспособного) образования.

По тексту (80): «Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры». Необходимо отметить: популярность массовой культуры того или иного государства в иных обществах – показатель высокого престижа и важная составляющая могущества этого первого государства. 


По тексту
(88): «Для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности и рационального природопользования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для внедрения экологически безопасных производств, поиска перспективных источников энергии, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов…». Не указано то, о каких условиях идет речь.  

 

По тексту (96):  «В интересах обеспечения стратегической стабильности и равноправного многостороннего взаимодействия на международной арене Россия в период реализации настоящей Стратегии предпримет все необходимые усилия на наименее затратном уровне по поддержанию паритета с Соединенными Штатами Америки в области стратегических наступательных вооружений в условиях развертывания ими глобальной системы противоракетной обороны и реализации концепции глобального молниеносного удара с использованием стратегических носителей в ядерном и неядерном оснащении». При условии колоссальности объема военных разработок и объема военного бюджета США поддержание паритета даже на наименее затратном уровне потребует колоссальных инвестиций. Кроме того, не указанно, что понимается под «паритетом на наименее затратном уровне».

* * *

К очевидным преимуществам «Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» следует отнести следующие.

1) Введение в текст Стратегии основных понятий, используемых в документе (6): "национальная безопасность", "национальные интересы Российской Федерации", "угроза национальной безопасности", "стратегические национальные приоритеты", "система обеспечения национальной безопасности", "силы обеспечения национальной безопасности", "средства обеспечения национальной безопасности". Это в определенной мере способствует конкретизации высказанных в Стратегии положений, что важно для ее адекватного понимания, что, в свою очередь, способствует улучшению возможности исполнения положений Стратегии, т. к. становится ясным то, какие действия необходимо выполнять для ее реализации.

 

2) Введение в текст Стратегии перечня основных характеристик (их точнее было бы обозначить как переменные величины) состояния национальной безопасности (112): «…уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);
уровень роста потребительских цен;
уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами».
Это способствует лучшему пониманию того, является то или иное состояние государства и общества «безопасным», или «небезопасным».

* * *

Рекомендации по дальнейшему совершенствованию и улучшению Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

1) Дальнейшая конкретизация и уточнение положений Стратегии. В частности, все понятия ("угроза национальной безопасности", "стратегические национальные приоритеты" и прочие), состояния общества,  государства и мировой системы («качественно новая геополитическая ситуация» и прочие) и действия тех или иных органов («улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления» и прочие) формулировать через совокупности четких признаков, по которым можно понять, например, есть угроза национальной безопасности или нет.

2) Понимать национальную безопасность как переменную, которая может иметь различные степени выраженности, например, сформулированные в качественных определениях, предполагающих соответствующие критерии для отнесения состояния общества и государства в тот или иной момент к одному из них («полная безопасность», «относительная безопасность», «небезопасное состояние»). В этом случае возможно ввести комплексы переменных по соответствующим аспектам безопасности («государственная и общественная безопасность», «повышение качества жизни российских граждан» и т. д.), по совокупности которых можно судить о том, на каком «уровне» находится как безопасность в той или иной сфере, так и по всему обществу. Веденный в текст Стратегии перечень характеристик состояния национальной безопасности (децильный коэффициент, уровень роста потребительских цен; уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта) представляется крайне недостаточным для определения степени национальной безопасности целого государства. Подобная научная обеспеченность Стратегии увеличила бы возможность диагностирования опасных состояний и способствовала бы улучшению возможности планирования мер, направленных на повышение степени безопасности страны.

3) В целях конкретизации Стратегии возможно следующее. Формулировать положения Стратегии, в которых указываются собственно «стратегические направления»  развития страны следующим образом. А именно: указывать эти направления предельно четко, например, если это развитие автомобильной промышленности – то указывать, в каких регионах открывать заводы, их общее число, совокупные мощности, сроки их построения  и прочее.  Или же возможно  указывать на документы, в которых обозначены все эти подробности. Подобного рода конкретизация нисколько не «отягощает» документ, но наоборот, делает его предельно конкретным, что позволяет, во-первых, «видеть цели» развития четко, во-вторых, контролировать из достижение. Все указанное чрезвычайно важно как для совершенствования Стратегии как документа, так и для улучшения возможности ее реализации.        

 

 

 

 

Просмотров: 367 | Добавил: AntonD | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024