Пятница, 27.09.2024, 10.22
ИЦПП
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
500
Главная » 2009 » Июль » 16 » Доклад ОЭСР о состоянии российской экономике в условиях кризиса
Доклад ОЭСР о состоянии российской экономике в условиях кризиса
13.44
России необходимо разработать новую модель роста, менее зависимую от цен на нефть, говорится в докладе ОЭСР о состоянии российской экономики. Приоритетами должны стать сокращение вмешательства государства в экономику, административная реформа, совершенствование налогообложения сырьевых отраслей, укрепление банковского сектора и переход ЦБ к таргетированию инфляции.

Неустойчивая модель роста

Качество и устойчивость экономического роста в России вызывали вопросы еще до наступления нынешнего кризиса, отмечается в докладе ОЭСР. В 1998-2008 гг. Россия почти удвоила реальный ВВП, а ее  номинальный валовый внутренний продукт вырос в 7 раз. Тем не менее, в этом росте большую роль играли краткосрочные факторы. В их числе – эффект от девальвации рубля, политической стабилизации, мер правительства в налоговой сфере и, конечно же, улучшения условий торговли в более чем полтора раза.

При этом реальный рост российского ВВП все больше зависел от внутреннего спроса, в то время как государственные финансы – от цен на нефть. Проблема нефтяной зависимости осознавалась российским руководством, в связи с чем была разработана стратегия развития страны до 2020 г. Но до кризиса она так и не начала выполняться.

Серьезнейшей проблемой для России оставалась слабость институтов. Это выражалось в крайне высоком уровне коррупции, чрезмерном вмешательстве государства в экономику, слишком жестком регулировании рынков, мешавшем конкуренции. В конечном счете, все это негативно сказывалось на росте инвестиций в российской экономике. Улучшение качества регулирования и повышение эффективности госаппарата, по оценке ОЭСР, необходимы для перехода к более устойчивой модели роста.

При всех недостатках  российской предкризисной экономической политики, обычное  падение цен на нефть само по себе не привело бы к рецессии – дело ограничилось бы лишь замедлением роста, уверены авторы доклада. Однако произошло крайне резкое падение цен сразу на все виды сырьевых продуктов, усугубленное кризисом ликвидности, что и привело к жесткой рецессии.

Прогнозы на 2009-2010 гг.

ОЭСР предполагает, что по итогам 2009 г. российский ВВП снизится на 6,8%, в 2010 г – вырастет на 3,7%. Инфляция составит 8% и 6,5% соответственно. Бюджетный дефицит будет равен 6% ВВП в 2009 г. и 4% в 2010 г, при этом Россия сохранит профицит по счету текущих операций – 3,3% в 2009 г. и 29% в 2010 г.

ОЭСР оценивает экономические показатели России, по-прежнему, более оптимистично, чем российское министерство экономического развития. По оценкам министра Эльвиры Набиуллиной, в 2009 г. российский ВВП упадет на 8-8,5%.  При этом если ОЭСР ожидает, что в 2009 г российский экспорт составит $343 млрд, а в 2010 г. - $383 млрд, то по прогнозу минэкономразвития данные показатели будут намного меньше - $263 млрд.  и $297 млрд. соответственно.   

Антикризисные меры

В начале кризиса действия властей были масштабными и решительными, в целом повторяя шаги, предпринятые другими крупными странами, отмечается в докладе. Суммарно размер объявленных мер был равен 13% ВВП, в дальнейшем, когда стало ясно, что кризис принимает затяжной характер, а ресурсы бюджета сокращаются, государство заняло более осторожную позицию в вопросах стимулирования экономики за счет госрасходов.

По мнению ОЭСР меры по стимулированию экономики за счет бюджета должны быть «агрессивны», не ставя при этом под удар стабильность бюджета. При этом наращивание госрасходов в условиях кризиса предпочтительнее сокращения налогов, считают авторы доклада. Наиболее эффективными в условиях кризиса могли бы стать инвестиции в инфраструктуру и экологические проекты.

Налоги

В налоговой сфере ОЭСР считает нецелесообразным снижение НДС, как наиболее эффективного из существующих в России налогов. Вместо этого организация предлагает заняться улучшением его администрирования (в части обеспечения возвратов НДС с экспорта).  Снижаться должны прежде всего налоги с заработной платы, а также налог на прибыль  что даст наибольший эффект для стимулировании экономического роста.

Налоги с собственности, напротив, можно повысить, поскольку это существенно не скажется на деловой активности. Налогообложение сырьевых отраслей должно быть более гибким с тем, чтобы не создавать препятствий разработки новых месторождений. В частности, возможно введение дифференцированной ставки НДПИ в зависимости от особенностей конкретного проекта, таких как стоимость разработки конкретного месторождения. 

Необходимо стремиться к установлению баланса между масштабами взимания природной ренты с нефти и с других ресурсов, включая газ. В среднесрочной перспективе необходимо стремиться к полной отмене экспортных пошлин на нефть и газ.  Проблема увеличения госрасходов на пенсионное обеспечение должна решаться за счет повышения пенсионного возраста по мере повышения средней продолжительности жизни. ОЭСР считает, что бюджет и в дальнейшем играть главную роль не только в защите экономики от колебаний цен на сырье, но и в стабилизации курса рубля. В периоды высоких цен на нефть нефтяные доходы необходимо более полно аккумулировать в резервных фондах, а в периоды низких цен – наращивать госрасходы за счет расходования резервов.

Кредитно-денежная политика

Организация считает целесообразным максимальное смягчение денежно-кредитной политики с целью стимулирования экономического роста. По мнению ОЭСР, ЦБ следует отказаться от политики сдерживания девальвации рубля и двигаться в направлении большей гибкости обменного курса.

Банковская система России должна стать более кризисоустойчивой, что подразумевает и консолидацию отрасли. По мнению ОЭСР, произошедший переход России от значительного бюджетного профицита к дефициту, следует использовать для выпуска государственных ценных бумаг, которые могли бы использоваться банками для рефинансирования и служить ориентиром для корпоративных облигаций. 

ОЭСР позитивно оценивает намерение Банка России перейти в перспективе к таргетированию инфляции, но считает, что эта задача должна выполняться постепенно: пока что не ясно, как инфляция будет реагировать на изменение ставок российского ЦБ, кроме того для перехода к подобной политике необходимо укрепление независимости Центрального Банка.  Непонятно также, насколько хорошо российские власти умеют прогнозировать инфляцию. В докладе выражено пожелание сделать регулярные доклады ЦБ об инфляции «менее описательными и более аналитичными».

 Василий Кашин

Просмотров: 353 | Добавил: AntonD | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024