Больше помогать и быть скромнее ИНСОР разработал политику России в СНГ
Вчера Институт современного развития (ИНСОР), чей попечительский совет возглавляет президент Дмитрий Медведев, презентовал доклад, где говорится, как ускорить процессы интеграции в СНГ и укрепить там пошатнувшееся влияние России. Предлагается создать зону свободной торговли, единое бюро технического содействия и коллективные финансовые институты, организовать механизмы сотрудничества СНГ-ЕС и СНГ-Китай. В отношении с соседями России нужно окончательно отказаться от роли «старшего брата», но при этом наращивать экономическую помощь странам СНГ.
Экономические связи в СНГ в последние годы серьезно ослабли, говорится в докладе «Экономические интересы и задачи России в СНГ»: только за 2004—2008 годы доля стран Содружества во взаимном товарообороте снизилась с 27 до 21,5% (в ЕС этот показатель составляет 65%). Пока Китай, Европа и США активизируются на постсоветском пространстве, у Москвы до сих пор нет четкой экономической политики в СНГ, а традиционные рычаги влияния России, вроде энергопоставок, все больше теряют эффективность.
Всему Содружеству необходима новая доктрина отношений, а в ее основу должна лечь идея многосторонней зоны свободной торговли (МЗСТ), настаивают авторы доклада. Для Москвы это может повысить долю стран СНГ в российском экспорте с 15,5 до 25% и создать благоприятные условия для покупки зарубежных активов, в том числе в наукоемких областях. Для других стран СНГ это означает выход на российский рынок и приток российских инвестиций. С созданием Таможенного союза этот проект абсолютно совместим, подчеркивают в ИНСОР.
Экономические связи в СНГ укрепляются, как правило, на двусторонней основе, а нужно, чтобы это шло даже не на уровне Таможенного союза или ЕврАзЭС, а всего СНГ, отметил один из авторов доклада Сергей Кулик. Ключевое условие для успеха — налаживание связей на микроуровне: нужна целая система институтов, стимулирующих сотрудничество на уровне частного бизнеса.
В докладе предлагается создать множество новых межнациональных организаций и механизмов. Прежде всего речь о финансовых институтах: «У нас есть Евразийский банк развития, антикризисный фонд (в рамках ЕврАзЭС. — РБК daily), Агентство по страхованию вкладов, но нам необходимо переходить к многосторонним финансовым институтам, которые обеспечат механизмы взаимной финансовой поддержки в рамках всего СНГ», — поясняет Сергей Кулик. А для укрепления технологического сотрудничества рекомендуется создать бюро технического содействия в СНГ: в этом отношении стоит присмотреться к опыту европейской программы TACIS.
Сотрудничать с дальним зарубежьем СНГ может как единое целое — доклад предлагает создать такие форматы, как СНГ-ЕС и СНГ-Китай. Для Европы такой опыт не в новинку: у Брюсселя уже есть механизмы ЕС-АСЕАН, ЕС-МЕРКОСУР и т.д. С КНР ситуация сложнее: в последние годы Поднебесная проводит на постсоветском пространстве сверхагрессивную экспансию (с 2000 по 2009 год китайский экспорт в СНГ вырос в 30 раз), и лучше, чтобы это делалось не через голову России — такие вещи должны обсуждаться с Москвой хотя бы в рамках ШОС, говорит председатель правления ИНСОР Игорь Юргенс.
Фундаментальные перемены наступят, когда наладятся политические отношения России с соседями. Тонкую дипломатию, окончательный переход к разговору на равных Москва должна сопровождать предоставлением бывшим братским республикам максимально возможных преференций и ростом финансовой помощи. Имидж страны нужно улучшать от продвижения русского языка до отношения к гастарбайтерам в российских мегаполисах. Россия еще в состоянии ввернуть себе «мягкую силу» влияния в той же Средней Азии, убежден г-н Юргенс, а вот американцам — «обломится».
ВЯЧЕСЛАВ ЛЕОНОВ
05.03.2010
|