Воскресенье, 05.01.2025, 10.07
ИЦПП
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
500
Главная » 2010 » Март » 12 » Престиж науки в России (экспертный комментарий канд. юрид. наук Антона Дидикина и других экспертов)
Престиж науки в России (экспертный комментарий канд. юрид. наук Антона Дидикина и других экспертов)
22.56
Юлия Хотяновская, СибНет
 
Престижность научной работы растет с каждым годом. Сейчас в аспирантуру идет уже «штучный отбор», говорят специалисты. Вместе с тем пока научная степень дает преимущество только при работе в вузе и научно-исследовательском институте. Коммерческие организации молодых ученых не любят.
 
В последние годы обучение в аспирантуре становится все популярнее. Чтобы хоть как-то снизить конкурс, кафедры вынуждены проводить отбор среди студентов задолго до вступительных экзаменов.
 
- Студент, которого нацеливают на кандидатскую, уже с третьего-четвертого курса начинает писать первую главу работы или, может, даже эксперименты проводит, - говорит преподаватель кафедры педагогики и психологии образования Новосибирского государственного педагогического университета Артем Шабанов. - После защиты диплома у него уже есть публикации по данной проблеме, много выступлений на международных и всероссийских конференциях - выход на кандидатскую диссертацию. Артем Шабанов уверяет: людей, безразличных к науке, в вузах сейчас нет. Просто потому что просто так туда не пробиться. И Министерство образования всячески содействует этому, с каждым годом сокращая бюджетные места в аспирантуру.
 
Тем не менее, желающих там учиться в наше кризисное время становится все больше. Мотивации выпускников вузов понятны. Во-первых, у аспиранта есть все социальные льготы и место в общежитии. Во-вторых, после защиты кандидатской он, возможно, будет работать в государственной структуре – вузе или научно-исследовательском институте. Для кого-то по-прежнему имеет значение отсрочка от армии. К тому же уровень оплаты труда молодых преподавателей и научных сотрудников за последние годы значительно увеличился и сравнялся с муниципальной и государственной службой.
 
Однако остепененные сотрудники пока не ценятся нигде, кроме научных и образовательных учреждений – в коммерческих структурах любят практиков. Андрей Сидоренко, старший научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики СО РАН заканчивал аспирантуру в середине 90-х. По его словам, востребованности в квалифицированных кадрах в нашей промышленности в те годы не было. Впрочем, нет и сейчас. - Если бы я пошел работать в иностранную компанию или в какой-нибудь исследовательский центр, то степень, конечно, мне бы помогла, - говорит физик. – А в российской промышленности всегда был важен опыт работы. Наверное, у нас только в медицине человек, защитившись, имеет гораздо больше шансов. В области точных наук пока такого нет. Единственное, что может дать кандидатская степень человеку, который не остался в науке, так это дополнительную уверенность в себе.
 
Сейчас, когда вузы превращаются в корпорации по зарабатыванию денег, молодому специалисту становится сложнее доказать подлинность своего образования, считает Павел Самарцев, доцент кафедры управления эксплуатационной работой Сибирского государственного университета путей сообщения. А диплом кандидата позволяет его обладателю показать свое преимущество при устройстве на работу. Вместе со ставками повышаются требования к молодым преподавателям. Без степени работать в вузе скоро будет нельзя, а получить ее с каждым годом становится все сложнее. Павел Самарцев защитил кандидатскую диссертацию в 2005 году, а о докторской даже не помышляет. По его словам, что чтобы получить научную степень, сейчас нужно быть не ученым, а дельцом – с каждым годом бюрократических препятствий становится все больше. К примеру, докторского совета в СГУПСе нет, и защищаться можно только в Москве, которая, конечно, диктует свою политику. «В последнее время мы столкнулись с тем, что там нашим сотрудникам говорят: мы вашей диссертацией не заинтересованы. А чтобы заинтересовать, нужно учиться в их аспирантуре, которая, разумеется, платная», возмущается преподаватель.
 
Иногда карьера научного работника, его зарплата и место в научном сообществе зависят от конкретных научных коллективов. Антон Дидикин, младший научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук говорит, что в науке сейчас велика роль лоббистов. По его словам, государственные гранты порой очень трудно выигрывать, и есть коллективы, которым они достаются легче, не говоря уже о директорах институтов.
 
Защитившись, человек не может сразу же претендовать на высокооплачиваемую работу, согласен Андрей Сидоренко из Института теоретической и прикладной механики СО РАН. Все зависит от кафедры и научного руководителя, к которому он попал. Например, старшие научный сотрудник, имеющий степень доктора наук, в научно-исследовательском институте СО РАН получает около 20 000 рублей в месяц. То есть даже меньше, чем специалист предприятии. Спасают только гранты. - Наша лаборатория имеет выходы на зарубежных партнеров, и у нас ситуация более-менее стабильная, - говорит ученый. - Но все равно мы вынуждены каждый год бороться за эти проекты, потому что иностранные партнеры держат нас на годовых контрактах. Преподаватель из СГУПСа Павел Самарцев смотрит на вещи более позитивно и уверяет, что человек, у которого есть желание и голова на плечах, без денег не останется. Однако тут же добавляет, что после окончания аспирантуры в науке все-таки остаются единицы.
Просмотров: 380 | Добавил: AntonD | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2025