Исторически недавно, на волне широкого общественного обсуждения, создав новые надежды, Россия вместе с Беларусью и Казахстаном создала Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.
В. Путин и Д. Медведев заявляли о том, что Россия, Беларусь и Казахстан войдут в ВТО единым экономическим субъектом.
Но, 26 января 2011 г., в программной речи в Давосе Президент России Д. Медведев выступал с 10 тезисами о модернизации. С легкой руки журналиста их назвали "10 принципов Медведева".
И вот, в четвертом тезисе Д. Медведев замечает следующее: "Мы создаём новые крупные рынки с едиными правилами регулирования, чтобы сделать их привлекательными для инвесторов. Россия уже давно готова к вступлению в ВТО. Я рассчитываю, что этот процесс наконец-то завершится в этом году. Все мои партнёры мне это обещали. За ним последует присоединение к ОЭСР. Наконец, мы работаем над созданием общего экономического пространства с Евросоюзом. Оно будет основано на принципах неделимой безопасности, свободы движения людей, капиталов и товаров на единых технических стандартах."
Остается лишь молча задаться вопросом: где Таможенный союз?
Вот некоторые размышления о том, почему Таможенный союз не вошел в "принципы модернизации" Медведева.
1. Таможенный союз встретил излишнее сопротивление среди политических и экономических сил стран-союзников. С этой точки зрения, Таможенный союз просто не вышел на необходимые "рабочие мощности". После присоединения России к ВТО процесс интеграции в рамках Таможенного союза ускорится, основываясь на новом статусе России.
2. Медведев выступал именно как президент России и говорил только о нашей страны, с позиции ее государственных интересов. Тогда становится приблизительно понятным особенность политической игры Медведева. Не заявив об особой роли Таможенного союза для деятельности России как субъекта глобальной экономики, президент РФ дает понять мировому сообществу, что страна продолжает играть свою отдельную роль. Тут мы можем увидеть своеобразное алаверды иностранным политикам, которые понимают Таможенный союз как форму возрождения (хоть и экономико-социального) СССР.
3. Таможенный союз остается фактором международной интеграции. Казалось бы, роль Таможенного союза, в данном случае, понижается. Но это не совсем так. Сам факт интеграции между Россией и ее партнерами, странами, объединенными общей историей всегда положителен. Наша экономическая связь была, есть и будет всегда, вне зависимости от роли кого-то из союзников в мировом сообществе.
|