Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить влияние социального многообразия, характерного для социумов XXI века, на современное государство. Проблема эта крайне важна, так как приходится признать, что власти самых разных стран – больших и малых, развитых и развивающихся, демократических и склонных к сохранению авторитарных тенденций – не знают, как можно использовать это многообразие для совершенствования и развития собственных обществ.
На протяжении столетий власть стремилась к социальной сплоченности. Со времен Вестфальского мира короли хотели определять религию подданных. Народы удерживались вместе единством языка и культуры, не говоря уже об истории совместной борьбы со своими соседями. Чем четче оказывались границы нации, тем проще было ею управлять – и этот принцип выглядел практически абсолютным. На протяжении столетий этические принципы и заветы христианской религии утверждали мысль о несправедливости неравномерного распределения благ. Величайшие социальные утопии основывались на обещаниях равенства. Большая часть ХХ века представляет собой период, когда даже полярные социальные системы черпали в преодолении неравенства свою политическую легитимность.
Наконец, на протяжении столетий государство считалось естественной формой политической организации. Казалось, что государственность создает нацию, а этнические и религиозные конфликты остались в прошлом. В доминирующей сегодня на планете англоязычной социологической литературе понятия nation и state стали практически взаимозаменяемыми.
Однако в наши дни приходится переосмысливать все эти постулаты.
Глобализация перемешивает народы, создает условия для переоценки национальных историй, требует растущей политической интеграции. Религия отходит на второй, если не на третий план в успешных государствах и становится одной из главных характеристик идентичности в странах-неудачниках. Властям приходится управлять глубоко сегментированными и разрозненными обществами. Как это эффективно сделать, правительства большинства стран не понимают.
Развивающаяся экономика требует максимального использования индивидуальных творческих способностей. Богатство и бедность становятся следствием не только неравного отношения к средствам производства, но и неравенства таланта и способностей. Иначе говоря, чем большей оказывается роль творчества в экономике, тем справедливее становится неравенство. Ограничивать его – значит замедлять экономический прогресс, подстегивать – значит провоцировать социальные взрывы. Где лежит здесь выход, не знает никто.
Освободительное движение породило государственные образования там, где никогда не существовало исторических наций. Последствия известны: с 1960 г. в одной только Африке в гражданских конфликтах погибло больше людей, чем в Первой мировой войне. Массовый геноцид в Руанде и Дарфуре, события в Либерии и Сьерра-Леоне заставили мир содрогнуться. Отсюда – борьба за независимость и сецессию, обострившаяся на рубеже ХХ и XXI столетий и принимающая все новые и новые формы. Сегодня трудно отделаться от впечатления, что степень развитости современного государства определяется его способностью к планомерной интеграции с другими политическими сообществами. Но на фоне того, как развитые страны объединяются в рамках Европейского Союза, отстающие все активнее делят свои богатства и территории, утверждая иллюзорные и бессмысленные суверенитеты ценой крови и слез миллионов людей.
Неумение непохожих людей жить вместе угрожает в наше время многим государствам. Чтобы сохраниться, они должны переосмыслить свои цели и задачи.
С одной стороны, следует разделить опасные и благотворные проявления социального многообразия. Нужно определить четкие минимальные требования не только для обретения гражданства, но и для пребывания людей на территории того или иного государства. Следует задуматься о том, что важнее для нации – абстрактные гуманитарные права человека или конкретные политические права гражданина. На мой взгляд, идеальным фундаментом государства XXI века является не сложный союз произвольно возникающих этнических и религиозных общин, а единая и прочная гражданская нация. В ее рамках возможно любое многообразие. Но именно в ее рамках. Ученые и политические деятели, говорящие о кризисе мультикультурализма, безусловно, правы. Задача заключается теперь в выработке новой идеологемы, которая может прийти ему на смену.
С другой стороны, современное государство должно предложить новые трактовки справедливости. Понять само и объяснить гражданам, что справедливость в нашем сложном мире не сводима к равенству. Что сегодня справедливы миллиардные состояния тех, кто двигает экономику вперед. Что общество, в котором нет своих Стивов Джобсов и Ричардов Брэнсонов, не имеет будущего. Но в то же время государство обязано помогать своим бедным и обездоленным гражданам – я повторяю: гражданам – просто потому, что общество – это единый социальный организм, и не может им не оставаться. Солидарность – одно из самых великих качеств человека, и отказаться от него – значит лишить себя важнейшего элемента человеческой идентичности.
Таким образом, чтобы быть успешным, современному государству следует перенести акценты с идеи равенства для групп на идею справедливости для граждан. Предложить пути этого – задача социологов и специалистов в сфере политической науки. Сегодня в этом зале собрались выдающиеся умы современности, и я не рискну усомниться, что такая задача им не по силам. От вас всех зависит, станут ли ваши государства подлинно современными.
Успехов вам и плодотворных дискуссий в дни Форума! Спасибо за внимание.
|