Воскресенье, 22.12.2024, 21.17
ИЦПП
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
500
Главная » 2011 » Сентябрь » 14 » Выступление В.Л. Иноземцева на секции «Демократические институты в полиэтнических обществах» Мирового политического форума в Ярославле
Выступление В.Л. Иноземцева на секции «Демократические институты в полиэтнических обществах» Мирового политического форума в Ярославле
07.21
Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Мне доставляет большое удовольствие выступить здесь, на III Мировом политическом форуме, посвященном проблемам управления этническим, куль­турным, религиозным и социальным многообразием в современном мире.
 
Не будучи в состоянии остановиться на всех связанных с этим вопросах, я хотел бы остановиться на проблеме влияния этнического и конфессиональ­ного многообразия на демократические институты развитых стран.
Начну с того, что долгое время и консерваторы, и либералы признавали этнический, культурный и религиозный факторы важнейшими основами государственности. Жозеф де Местр был убежден, что «попытку представить случайную совокуп­ность людей нацией… следует трак­товать как один из наибо­лее знаменательных при­меров безумства», а Джон Стюарт Милль подчеркивал, что «в сре­де людей, говорящих на разных языках, не может возникнуть согла­сованных мне­ний, необходимых для функ­ционирования представительных институтов власти».
Сегодня на этот счет не существует консенсуса. С одной стороны, идеи закрытости и особости уступили место концепциям глобализации и универсальных прав человека, с другой – нарастающее в глобальном масштабе экономическое и политическое неравенство спро­воцировало ренессанс этнической и религиозной идентичности. Не найдя достойного места в многообразном и сложном мире, миллионы люди обратились к четким и простым характеристикам идентичности: цвету кожи, этническому происхождению, верованиям предков.
Принятие этой идентичности в качестве основной несовместимо с фундаментальными принципами демократического и светского государства. Залог рацио­нальности современной политики состоит в том, что граждане мо­гут свободно формировать свое мнение по важнейшим вопросам и менять его в зависимости от ситуации. И если решения обусловливаются не осознанным выбором, а зовом крови и веры, большинство и меньшинство не смогут меняться местами так безболезненно, как того требует идея демократии.
Эгалитаристская природа современного государства утверждает равенство прав граждан на участие в общественной жизни и получение социальной поддержки. Граждан, а не людей – потому что эти права вытекают из участия людей в жизни об­щества, а не из абстрактной человеческой природы.
Для современной демократии критически значимым является осознать два важнейших различия. Во-первых, различие между гражданами и жителями. Права первых вытекают из их участия в создании и сохранении обществ, в которых они живут. Права вторых – из частичной экономической вовлеченности в это общество и из доктрины прав человека. Во-вторых, между правами граждан и правами групп. Только первые могут быть политическими, тогда как вторые должны быть ограничены лишь сферой культурной жизни.
 
Идеи мультикультурализма в их нынешнем виде, с одной стороны, обесценивают идею гражданства как качества, приобретаемого вследствие жизни в определенном обществе и участия в его развитии, и, с другой, безосновательно завышают самооценку представителей меньшин­ств, так как дают им два голоса: и как обычным гражданам, и как членам определенной «группы давления». И то, и другое вызывает – и будет вызывать – резкие реакции.
Задача современного государства – не принижая значения культурных ценностей и национальных традиций, жестко отвергнуть претензии каких бы то ни было групп на исключительность, противостоять идеям мультикультурализма как ин­струменту утверждения «позитивного неравенства». Неравенство не может быть позитивным. Более ста лет все развитые государства в той или иной мере стремятся его преодолевать. Введено всеобщее избирательное право. Создана система социальной защиты и со­циального обеспечения. Утверждена независимость государства от церкви. Признаны даже однополые брачные союзы. Возрождать неравенство – тем бо­лее основанное на примордиальных признаках – значит несомненно идти назад.
Скептическое отношение к радикальным формам мультикультурализма (multiculturalism) не означает отрицания культурного многообразия (cultural pluralism). Государство не должно мешать организации обучения на языках живущих в его границах меньшинств, строительству храмов и молельных домов любых конфессий, но не обязано это оплачивать. Настаивать на отрицании традиций и идентичностей мигрантов у нас нет оснований, но отступать ради уважения к ним от юридических норм мы не имеем права.
 
Ни для кого не секрет: во многом напряженность в западных обществах обусловлена нарастающей миграцией. Она – черта глобализирующегося и небезопасного общества XXI века. Но должна ли она приводить к необратимым последствиям? Не надо препятствовать жителям других стран приезжать в более развитые государства и искать там работу. Но следует ли позволять им «воссоединяться» с семьями, обеспечивать пособиями по безработице, предоставлять социальное жилье? Нужно помочь пережить тяжелые времена тем, кто спасается от гражданской войны или геноцида. Но следует ли давать возможность навсегда прижиться в чужой стране? Негативный образ миграции во многом порожден тем, что сегодня права человека смешиваются с правами гражданина – хотя миграция должна быть организована так, чтобы сочетать уважение к прибывшим с их толерантностью в отношении устоев страны пребывания. В создании данных условий – залог гармоничного, культурно и этнически многообра­зного общества. Культурно и этнически многообразного, но не мультикультурного.
Современные государства должны четко придерживаться либерального демократического принципа своей организации. Они должны основываться на единстве прав, а не на дружбе «народов». Мы помним, что произошло 20 лет назад со страной, в которой название валюты было написано на пятнадцати языках куда раньше, чем на евро. Сегодня для государства как никогда опасно искать идентичности в этнической, культурной или религиозной сферах. Убежден: подлинно современное государство может быть построено только в условиях формирования единой гражданской нации: российской ли, или, не побоюсь этого, европейской. Гражданской нации, в которой права должны предполагать обязанности и обусловливаться их исполнением.
 
В заключение повторюсь. Политика мультикультурализма утратила свою привлека­тельность потому, что в ходе ее реализации права меньшинств незаметно трансфор­ми­ровались в обязанности большинства. Выход из сложной ситуации, в которой се­годня находятся многие развитые страны, я вижу в новом балансе прав и обязанно­стей. Для обретения всех гражданских и политических прав человек должен быть в культурном, языковом, профессиональном и деятельностном отношениях интегри­рован в соответствующее общество и в полной мере соблюдать его законы и тради­ции. При этом следует предусмотреть устойчивые формы частичного участия, кото­рые позволяли бы человеку жить в той или иной стране, пользуясь ограниченными правами и неся ограниченные по отношению к этому обществу обязанности, сводя­щиеся лишь к соблюдению законов и норм. Это могло бы помочь преодолеть ощу­щение угрозы, которую приносят с собой процессы глобализации, и обратить особое внимание на факторы, способные сплотить современные гражданские нации. Я по­нимаю, что до реализации подобной парадигмы и власти, и общества должны про­делать большой и сложный путь. Но не начать идти по нему сегодня нельзя.
Спасибо за внимание.
Просмотров: 460 | Добавил: AntonD | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2
1 Иринка  
0
Раньше прикрывались А.К.Черненко,теперь В.Л.Иноземцевым...дальнейшие комментарии по поводу вашей организации излишни.

2 AntonD  
0
а вы собственно кто? назовите ваши ФИО, а то странная дискуссия получается

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024