Воскресенье, 13.07.2025, 01.09
ИЦПП
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
500
Главная » 2009 » Декабрь » 13 » Лекция бывшего советника Тони Блэра в Высшей школе экономики
Лекция бывшего советника Тони Блэра в Высшей школе экономики
18.51
 
9 декабря лорд Майкл Барбер, один из известнейших в мире специалистов по повышению эффективности государственного управления, в качестве приглашенного профессора Высшей школы экономики начал читать курс лекций на факультете государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ.
 
Сейчас сэр Майкл является партнером одного из наиболее авторитетных консалтинговых агентств «МакКинзи»; до этого он был заместителем министра образования Великобритании, а также в течение шести лет работал в кабинете премьер-министра Тони Блэра, где участвовал в создании системы эффективной оценки проводимых в стране реформ. Свою первую лекцию из цикла «Эффективное оказание государственных услуг при Блэре» в ГУ-ВШЭ сэр Майкл начал с вопросов, заданных ему Тони Блэром сразу после выборов. Как воплотить в жизнь политические обещания? Как улучшить качество жизни населения? Чтобы найти ответ, Барбер засел за изучение книг по истории американских и английских политических и экономических преобразований и обнаружил интересные аналогии между политикой и бизнесом. Какими бывают общие причины неудач в коммерческих организациях? Исследования, прочитанные Барбером, предлагали следующие варианты объяснений: расслабленность (мы думаем, что уже все хорошо, и сбавляем обороты); неумение руководства объяснить цели и задачи подчиненным; недостаточная коммуникация внутри коллектива; недооценка тех или иных внешних факторов; отсутствие краткосрочных результатов или ожидание слишком скорых результатов. Причины неудач на правительственном уровне во многом схожи с вышеперечисленными, считает Майкл Барбер. К ним еще добавляются некомпетентность сотрудников, общая инертность системы, цинизм — люди перестают верить в изменения, становятся апатичными, полагая, что «изменения, как автобус, — пропустишь один, всегда придет другой». Кроме того, для правительства всегда актуальна необходимость убедить огромное множество людей в том, что его идея хороша. А если при этом еще приходится идти на компромиссы, то может оказаться, что идея в ее новом варианте уже вовсе никуда не годится. Перечислил сэр Майкл и меры, которые приводят к успеху. Во-первых, следует четко определить приоритетные направления работы, заниматься при этом сразу комплексом вопросов (5–6 основных). Во-вторых, надо разработать не мечтательное эссе с описанием идеи, а четкий рабочий план, где будет расписано все шаг за шагом: персональная ответственность каждого, что планируется получить «на выходе», каковы критерии оценки успеха, возможные проблемы и прочее. В-третьих, не менее важно грамотно организовать «цепочку исполнителей», идея не должна быть искажена ни на одном из этапов ее передачи от центра принятия решений до самых «маленьких» исполнителей. И в-четвертых, нужно осознавать, что порой добиться быстрого результата просто невозможно, а значит, требуется настойчивость в реализации идей. «Я ездил по России, и, скажем, в пути от Якутска до Красноярска в поезде частенько поглядывал окно — мне казалось, будто я все время наблюдаю один и тот же вид, — сказал Майкл Барбер. — Но всякий раз я понимал, что на самом деле мы проехали еще пару миль. Так же должно работать и правительство». «Как определить, получится ли воплотить инициативу?» — задался еще одним вопросом Барбер. Для кабинета Блэра была специально разработана таблица периодической оценки начинаний, со следующими пунктами: Насколько это воплощение идеи сложно в принципе? Хорошо ли проработан план? Каковы перспективы воплощения? Каков текущий этап воплощения? Какова вероятность выполнения? «Вся программа инициатив на одном листе — это очень удобно», — отметил Майкл Барбер. Всем проектам присваивается цвет по шкале: зеленый (наиболее успешное продвижение) — зелено-желтый — желто-красный — красный (наименее успешное). Также г-н Барбер рассказал несколько конкретных историй из практики правительства Блэра. О том, скажем, как пытались бороться с опозданиями поездов. Опоздания, как выяснилось позже, были вызваны страхом машинистов в случае необходимости не успеть затормозить, скользя по облепленным осенней листвой рельсам, и, соответственно, намеренным снижением скорости движения. Для искоренения этого недостатка были четко и последовательно сформулированы проблемы и методы их преодоления. Итак, поезда опаздывают — почему? На первом этапе рассмотрения проблемы причина неясна. Возникает вопрос: когда больше всего задержек? Ответ: осенью. Значит, это сезонные опоздания. Что происходит осенью? Падает листва. Есть ли страны, где осенью поезда не опаздывают? Да, это Польша. Что там делают, чтобы осенью этого не происходило? Оказывается, там есть специальная машина, расчищающая рельсы и покрывающая их составом для увеличения трения. Хорошо, купили эти машины. Но поезда по-прежнему опаздывали. Почему? Слишком свежи были воспоминания машинистов о некоей железнодорожной аварии из-за нехватки тормозного пути. Вот таким образом и решаются головоломки из жизни, пока не будет найден настоящий, правильный ответ. Вообще, эффективность госуправления, по мнению г-на Барбера, во многом заключается в умении задавать вопросы и получать ответы. Кстати, руководитель государства в Великобритании не кричит, требуя выполнения, заметил лектор. Там совершенно другой подход к роли исполнительской власти. Чиновник от Кабинета приезжает в командировку «на места», чтобы помочь местным органам власти решить их проблемы, а не давить на них и учинять разносы. Говоря про Россию, г-н Барбер подчеркнул, что считает последние два десятилетия временем упущенных возможностей. Сначала неумелое проведение приватизации привело к недопустимому разрыву благосостояния граждан и появлению небольшого круга сверхбогатых лиц. А декада Путина стала иллюстрацией к библейской притче о семи годах изобилия и семи годах голода. Россия могла воспользоваться резким ростом цен на энергоносители и сделать долгосрочные инвестиции в малый бизнес, образование и прочие важные сферы экономики и вообще жизни, что позволило бы выйти на новый уровень развития страны, однако ничего из этого не было воплощено. Затронута была во время выступления и тема коррупции. Майкл Барбер считает, что коррупции тем меньше, чем более открыто общество. Для ее уменьшения необходимо сочетание факторов: во-первых, нужны свободные и активные СМИ и парламент; во-вторых, требуется внутриправительственная система контроля; и наконец, чиновники должны получать зарплаты, адекватные рыночным стандартам. Г-н Барбер отметил, что «нынешнее поведение российских властей нелогично: заявлен курс на искоренение коррупции, но в то же время общество сознательно делают все менее прозрачным и свободным». «Россияне сами виноваты в неэффективности правительства, — сказал в связи с этим Майкл Барбер. — Они привыкли мало от него ожидать. И в случае очередной неудачи, просто разводят руками и говорят: "Ну, мы же ничего другого и не ждали!". А следовало бы сказать себе: "Мы должны большего ждать и требовать от нашего правительства!". Я считаю, что студенты Высшей школы экономики — как раз те люди, которым под силу изменить систему!» — подытожил сэр Майкл.
Просмотров: 348 | Добавил: AntonD | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Декабрь 2009  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2025