4 ноября 2011 года заместитель руководителя Департамента международных связей ИЦПП Антон Барбашин (Новосибирск) в рамках рабочего визита в Украину выступил на международной конференции "Актуальные проблемы внешней политики Украины" в городе Черновцы. Его доклад посвящен анализу европейской интеграции Украины, в частности перспективы подписания Соглашения об Ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И УКРАИНЫ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ
В последние годы российско-украинские отношения в сфере внешней политики характеризуются высоким уровнем нестабильности, который определяется не только постоянными изменениями в системе управления, но и столкновением экономических интересов политических групп, принимающих внешнеполитические решения в России и Украине. Учитывая, что внешнеполитические решения становятся итогом дипломатических переговоров, многие трудности в достижении компромисса и определении эффективной стратегии сотрудничества двух стран можно оценить лишь в долгосрочной перспективе.
Экономические интересы российской стороны в переговорной практике касаются в основном энергетического рынка, где обеспечение стабильных поставок энергоресурсов в Европу в значительной степени зависит от взаимоотношений с Украиной в части транзита энергоресурсов. При этом украинское руководство часто оказывается перед необходимостью согласования механизма ценообразования на энергоресурсы, который в существенной степени диктуется монопольным положением российского Газпрома, и непрозрачными схемами работы украинских энергетических компаний. Именно данный аспект проблемы выводит на геополитический уровень частные договорные отношения бизнес-компаний.
Однако внешнеполитическая сфера отношений России и Украины также предполагает реализацию эффективных стратегий развития страны в догосрочной перспективе. Создание в 2010 году Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана, который в ближайшие годы направлен на формирование единого экономического пространства трех стран и стран, действующих на основе присоединения, еще больше усложняет экономическое и политическое положение государств, не включенных в состав Таможенного Союза. Ввиду неопределенности экономических выгод от участия в Таможенном Союзе, высшее руководство Украины находится перед серьезной дилеммой и геополитическим выбором, ведь традиционный европейский вектор украинской внешней политики, проявившийся в «нулевые» годы, сегодня требует существенной корректировки и оценки преимуществ от выстраивания иной внешнеполитической стратегии.
Фактически во внешней политике Украины уже сложились все необходимые правовые и политические условия для заключения международных соглашений с Европейским Союзом о создании «зоны свободной торговли» и решения вопросов о безвизовом перемещении граждан Украины в страны Европы. Украинское законодательство постепенно адаптируется к европейским стандартам в экономической и политической сфере. Появление Таможенного Союза как интеграционного объединения иного рода создает дополнительные трудности для принятия Украиной проевропейских внешнеполитических решений.
Возможен ли рациональный выбор в данной ситуации в настоящее время? Очевидно, что российское и украинское руководство такого рационального решения не только не видят, но и стремятся использовать выгоды от сложившейся неопределенности: затягивание переговоров с российской стороны о разработке проекта нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС, непризнание российским руководством европейских технических регламентов в экономике; принятие украинским руководством реформаторских решений, препятствующих полноценной европейской интеграции (судебная реформа, непринятие модернизационной стратегии развития экономики). Немалую роль в создании проблем играют и предвыборные спекуляции, искусственно повышающие интерес к деятельности отдельных партий и общественных движений, как в России, так и в Украине.
Основной вывод в сложившейся ситуации очевиден – только решение текущих экономических проблем и повышение благосостояния населения в России и Украине может стать основой широкой поддержки проектов внешнеполитической интеграции страны. Иные варианты построения стратегий и принятия решений во внешней политике позитивного эффекта не дают.
|