РЕКОМЕНДАЦИИ
участников Вторых Сибирских конституционных чтений
«Укрепление парламентаризма как фактор развития российской государственности»
(будут направлены новому руководству Госдумы и в иные органы власти)
город Новосибирск 25 ноября 2011 года
Участники Вторых Сибирских конституционных чтений «Укрепление парламентаризма как фактор развития российской государственности», представляющие экспертные организации, общественные объединения, средства массовой информации и иные формирования гражданского общества, научные и образовательные организации, государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований, полагают, что на современном этапе чрезвычайно актуальным вопросом остается качественное обеспечение совершенствования конституционного законодательства России.
В современных условиях ординарного федерального избирательного цикла в обществе возникает дискуссия относительно эффективности представительных учреждений в стране, обеспечения подлинной политической конкуренции, свободных выборов.
Участники Вторых Сибирских конституционных чтений «Укрепление парламентаризма как фактор развития российской государственности» считают необходимым:
1. Предложить Президенту Российской Федерации провести расширенное заседание Государственного совета Российской Федерации, посвященное тематике укрепления института парламента на всех уровнях публичной власти, обеспечения доступа всех политических партий, заинтересованных общественных объединений и граждан к беспрепятственному участию в обсуждении и подготовке проектов правовых актов представительных учреждений, а также продвижению в обществе идей парламентаризма как составной части преодоления правового нигилизма.
2. Разработать и реализовать программу повышения реального статуса и значения среди органов публичной власти парламентских учреждений. Законодательно предоставить представительным органам полномочия по контролю деятельности исполнительных органов и их должностных лиц и привлечению их к юридической ответственности за некачественную управленческую деятельность и коррупцию.
3. Предоставить полномочия по назначению судей законодательным (представительным) органам соответствующего уровня.
4. Рекомендовать Федеральному Собранию разработать и принять Избирательный кодекс Российской Федерации, в котором предусмотреть детальное регулирование всех процедур по подготовке и проведению выборов на всех уровнях публичной власти.
5. Внести изменения в законодательство, регулирующее статус депутатов, касающиеся отмены любых депутатских льгот и привилегий, неприкосновенности депутатов; профессионализации депутатского корпуса и запрета на осуществление любой предпринимательской и иной деятельности, кроме деятельности в представительном учреждении.
6. Разработать и принять федеральный закон об оппозиционной деятельности, в котором предусмотреть гарантии для депутатов от оппозиционных партий, в том числе индемнитет и иммунитет, а также обязательное включение представителей оппозиционных фракций в составы исполнительных органов на всех уровнях публичной власти.
7. Для совершенствования форм непосредственной демократии в российском законодательстве необходимы существенные изменения, в частности принятие с учетом современных условий Федерального закона «О народной правотворческой инициативе и всенародном обсуждении проектов нормативных правовых актов» и внесение соответствующих изменений в Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
8. Рекомендовать палатам Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации РФ для повышения уровня ответственности депутатов перед населением, реализации возможности создания депутатских групп для депутатов, желающих покинуть фракцию после изменения своей политической и гражданской позиции.
9. Внести изменения в нормы Конституции РФ о создании по итогам выборов в Государственную Думу РФ в составе депутатского корпуса «коалиции парламентского большинства» для формирования состава Правительства РФ (см. приложение 1 «Концепция формирования «Правительства народного доверия»») и постоянного парламентского контроля за его деятельностью. Состав Правительства должен полностью соответствовать расстановке политических партий и избирательных блоков в российском парламенте, а основания для прекращения полномочий Правительства должны быть прозрачны и зависеть от уровня доверия депутатов, избранных населением. Назначение кандидатур на должности федеральных министров и утверждения в должности Председателя Правительства РФ должны относиться к исключительной компетенции Государственной Думы РФ. Распределение полномочий между Президентом как гарантом Конституции и Правительством должно определяться их функциями, определенными Конституцией РФ.
10. Для повышения эффективности работы Правительства РФ и усиления ответственности перед парламентскими учреждениями необходимо предусмотреть в нормах Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ»:
- «Вотум доверия» Правительству: положение об обязательном утверждении депутатами Государственной Думы РФ Программы об основных направлениях деятельности Правительства РФ как условие начала его легитимной работы;
- Критерии эффективности отчета Председателя Правительства РФ перед Государственной Думой РФ о результатах деятельности Правительства РФ за год с указанием, что в случае признания отчета неэффективным происходит отставка Председателя Правительства РФ;
- Положение об обязательном голосовании депутатами за ежегодный отчет Правительства об исполнении федерального бюджета с учетом заключения Счетной палаты РФ, и в случае признания отчета неэффективным и бюджетных обязательств ненадлежащее исполненными предусмотреть нормы об отставке Министра финансов РФ.
11. Инициировать изменение порядка формирования Совета Федерации путем внесения необходимых изменений в акты конституционного законодательства, где предусмотреть прямые выборы населением членов Совета Федерации.
12. Расширить демократические основы организации и функционирования органов публичной власти, в том числе: предусмотреть дополнительные полномочия представительных органов по формированию исполнительных структур власти (согласование назначения и прекращения полномочий отдельных министров, обязательные отчеты исполнительных органов, государственных и муниципальных организаций и др.); предоставить самостоятельность субъектам РФ в определении порядка избрания высшего должностного лица региона, и избирательной системы для выборов депутатов регионального парламента.
13. Предложить Государственной Думе шестого созыва перечень законопроектов, разработка и принятие которых необходимы для совершенствования правового регулирования общественных отношений (в том числе в области парламентской деятельности) в течение ближайших пяти лет.
|